Гусева Елена Семёновна

Музыковед, педагог, старший преподаватель кафедры истории культуры ГФ НГУ

В 1987 г. закончила Новосибирское музыкальное училище (теоретико-композиторское отделение), в 1995 г. – Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (теоретико-композиторский факультет). Преподавала фортепиано, сольфеджио и музыкальную литературу в детских музыкальных школах, работала концертмейстером в Новосибирском хореографическом училище и Новосибирском педагогическом училище № 2, читала лекции в Новосибирской художественно-архитектурной академии и Новосибирском электро-техническом институте (курс «Человек в мире в музыке»).
С 1997 г. работает в Новосибирском государственном университете на кафедре истории культуры.
С 2012 г. – соискатель кафедры истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.

Сфера научных интересов: художественная герменевтика, интерпретация (истолкование) художественного смысла произведений искусства, когнитивное музыкознание и музыкальная психология, проблема понимания языка современного искусства.
Тема диссертационного исследования связана с проблемой смыслообразования в музыке, с осмыслением роли «бинарного архетипа» мышления в композиторском творчестве и феномена антиномичности художественного смысла.

Контактный e-mail: h2q@ngs.ru

Курсы:

  • История музыкальных стилей Западной Европы
  • Психофизиология музыки
  • История культуры. Программа курса
  • Культурология
Научные статьи

1. Гусева Е.С. Музыкальная культура Республики Алтай // Музыкальная культура Сибири: В 6 тт. Новосибирск, 1997. Т. 4.
2. Гусева Е.С. О специфике методов преподавания спецкурса «История музыкальных стилей» для студентов негуманитарных факультетов // Проблемы высшего технического образования: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГТУ, 2003. С. 63–67.
3. Гусева Е.С. О восприятия времени в музыке // История и теория культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 2004. С. 158–168.
4. Гусева Е.С. Шумы и звуки в композициях Джона Кейджа «4.33» и «Воображаемый пейзаж № 4» // Теория и история культуры в вузовском образовании: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 2008. Вып. 4. С. 171–183.
5. Гусева Е.С. «Джоконда» в зеркале постмодернизма: опыт интерпретации реинтерпретаций образа в аспекте бинарной структуры художественного текста. Рукопись.
6. Гусева Е.С. Образ «Мона Лизы» в современных реинтерпретациях картины (к проблеме антиномичности художественного смысла // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2010. Т. 4. Вып. 2. С. 142–150.
7. Гусева Е.С. О реинтерпретациях образа «Джоконды» в культуре постмодернизма. Аксиологический аспект. // Сб. материалов X Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал ученых России». Барнаул: Алтайский государственный университет, 2010.
8. Гусева Е.С. «Джоконда»: к проблеме полиинтерпретативности художественного текста. Рукопись.
9. Гусева Е.С. Новые мифологемы ХХ века: симулякры (к проблеме деструкции бинаризма) // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2011. Т. 5. Вып. 2. С. 63–69.
10. Гусева Е.С. «Бражная литургия» Ю. Шибанова в контексте новосибирской академической культуры» // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема. Сб. материалов научно-теоретической конференции. 11–14 апреля 2011 г. Новосибирск, 2011. С. 345–356.
11. Гусева Е.С. О музыкальности мышления П. Флоренского и формах ее проявления в философских текстах ученого // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2011. Том 9. Вып. 2. С. 148–153.
12. Гусева Е.С. Музыка духовного реализма: особенности стиля Г. Уствольской (на примере прелюдий для фортепиано) // Духовность в искусстве. История и современность: материалы II открытой межрегиональной научно-теоретической конференции / Сост. Н.В. Ушакова. Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2011. С. 40–53.
13. Гусева Е.С. Музыкально-языковые и стилевые антиномии Двенадцати фортепианных прелюдий Г. Уствольской // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. Уфа, 2012. № 2 (11). С. 262–267.
14. Гусева Е.С. О духовном реализме в творчестве Г. Уствольской: к проблеме антиномичности понимания музыки композитора // Искусство глазами молодых: Отечественная история в культуре и искусстве: Материалы IV Международной (VIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 26–27 апреля. Красноярск: КГАМиТ, 2013.
15. Гусева Е.С. К проблеме бинарности в музыковедческом мышлении (на примере научных текстов новосибирских исследователей). Рукопись.
16. Гусева Е.С. Метафизика современного искусства: взгляд сквозь призму антиномии «сакральное – профанное». Рукопись.
17. Гусева Е.С. Феномен непонятности нового искусства в зеркале кризиса идентичности. Рукопись.
18. Гусева Е.С. Современное искусство: трансляция смыслов или эстетическое представление информации? // Материалы V Овсянниковской Международной эстетической конференции «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике». 28 ноября 2012 г. Электронная публикация. ISBN 978-5-93883-222-0.

Учебно-методические работы

  1. Гусева Е.С. История музыкальных стилей // История культуры: Программы курсов. Новосибирск: НГУ, 2005.
  2. Гусева Е.С. Психофизиология музыки // История культуры: Программы курсов. Новосибирск: НГУ, 2005.

Учебные пособия

  1. Гусева Е.С. История музыкальных стилей Западной Европы: Учеб. пособие. Новосибирск: НГУ, 2006.

Участие в международных и российских научных конференциях, круглых столах

  • Научно-методический семинар «Гуманитарное образование в техническом вузе». 19 ноября 2002 г. Новосибирский государственный технический университет. – Доклад «О специфике методов преподавания спецкурса “История музыкальных стилей” для студентов негуманитарных факультетов».
  • X Всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал ученых России». 25–27 марта 2010. г. Барнаул. Алтайский государственный университет. Заочное участие. – Статья «О реинтерпретациях образа “Джоконды” в культуре постмодернизма. Аксиологический аспект».
  • Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке». Санкт-Петербург, государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010 г. Заочное участие. – Статья «”Джоконда” в зеркале постмодернизма (опыт интепретации реинтерпретаций образа в аспекте бинарной структуры художественного текста)».
  • Всероссийская конференция с международным участием «Человек, язык, неопределенность». 11–13 июня 2010 г. Факультет психологии НГУ. – Доклад «Образ “Мона Лизы” в современных реинтерпретациях картины (к проблеме антиномичности художественного смысла».
  • II открытая межрегиональная научно-теоретическая конференция «Духовность в искусстве: история и современность». Новосибирский областной колледж культуры и искусства. 17 февраля 2011 г. Заочное участие. – Статья «Музыка духовного реализма: особенности стиля Г. Уствольской (на примере прелюдий для фортепиано)».
  • Международная конференция «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий». Кафедра истории культуры НГУ. 13–14 мая 2011 г. – Доклад «Симулякры в культуре и искусстве ХХ века (к проблеме трансформации бинарных оппозиций)».
  • Всероссийская конференция с международным участием «имволы и мифы современного сознания» Факультет психологии Новосибирского государственного университета. 19–20 мая 2011 г. – Доклад «Новые мифологемы ХХ века: симулякры (к проблеме деструкции бинаризма)».
  • Конференция «Актуальные проблемы музыкальной жизни г. Новосибирска». Кафедра музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки. 12 апреля 2011 г. – Доклад «”Бражная литургия” Ю. Шибанова в контексте новосибирской академической культуры».
  • Конференция «Традиционная и профессиональная культура Сибири: проблемы и перспективы изучения», Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 9–10 апреля 2012 г. – Доклад «К проблеме бинарности в музыковедческом мышлении (на примере научных текстов новосибирских исследователей)».
  • IV Международная (VIII Всероссийская) научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусство глазами молодых»: «Отечественная история в культуре и искусстве». 26–27 апреля 2012 г, г. Красноярск, Красноярская государственная академия музыки и театра. – Статья «О духовном реализме музыки Г. Уствольской (к проблеме антиномичности понимания музыки композитора)»
  • II Международная научная конференция «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: культуросозидание как теоретическая и прикладная проблема». 11–12 мая 2012 г. Новосибирский государственный университет, кафедра истории культуры. – Доклад «Метафизика современного искусства: взгляд сквозь призму антиномии “сакральное – профанное”».
  • Всероссийская конференция «Проблемы идентичности в современном обществе». Новосибирский государственный университет, факультет психологии. 17–18 мая 2012 г. – Доклад «Феномен непонятности нового искусства в зеркале кризиса идентичности».
  • Круглый стол «Ценностные ориентиры русской культуры в XXI веке», посвященный 50-летию гуманитарного факультета НГУ. 21 сентября 2012 г. – Доклад «В чём “русскость” русской культуры (на примере произведений современного искусства)».
  • V Овсянниковская международная эстетическая конференция «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике», кафедра эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 27–28 ноября 2012 г. – Доклад «Современное искусство: трансляция смыслов или эстетическое представление информации?».

Награды

  • Благодарность Гуманитарного факультета НГУ (2011, 2012, 2013)