Фестиваль «Перекрестки искусств»

 

С 26 ноября по 11 декабря в НГУ состоялся Первый университетский фестиваль «Перекрестки искусств», организованный по совместной инициативе кафедры истории культуры НГУ и Министерства культуры Новосибирской области.

Фестиваль проводился прежде всего для того, чтобы возродить те высокие духовные традиции, которые изначально были заложены основателями Академгородка при создании НГУ как университета, нацеленного на воспитание будущей интеллектуальной элиты Сибири.

Символом фестиваля стал перекресток – то место, где пересекаются дороги, встречается и сходится то, что двигалось своим независимым путем. Встреча на перекрестке преображает движение: оно не меняет направления, но вектор его становится более осмысленным, а результат – более плодотворным. На «Перекрестках искусств» рационально-интеллектуальное сознание студентов и молодых ученых НГУ встретилось с интуитивно-образным восприятием мира людей творческих – музыкантов, певцов, художников.

Способностью к духовному осмыслению произведений искусства должны обладать не только филологи и культурологи. Ведь только эта способность дает особую высоту, точку обзора и широту горизонта, неожиданность поворотов, свободу, которая так свойственна русскому мышлению. Соприкосновение с музыкой, литературой, искусством – сферой духовной деятельности – позволяет развивать воображение, преодолевать узость взглядов и приземленность мысли. Свобода и вдохновение чужого творчества активизируют собственное. Цель Новосибирского государственного университета – вырастить и воспитать человека образованного (в высшем смысле этого слова), способного мыслить широко и творчески.

На все мероприятия фестиваля вход был свободный.

Читать отзывы и комментарии зрителей и участников фестиваля

Программа фестиваля «Перекрестки искусств»

26 ноября (Ауд. 119а. 16.00). Открытие фестиваля. Приветственное слово ректора НГУ, д-ра физ.-мат. наук, проф. М.П. Федорука, проректора НГУ по информатизации, д-ра физ.-мат. наук проф. М.М. Лаврентьева и зав. кафедрой истории культуры НГУ, канд. филол. наук Н.Ю. Бартош. Выступление министра культуры Новосибирской области, канд. филос. наук В.И. Кузина с открытой лекцией «Экзистенциальные перспективы человека и актерское искусство»

Участников фестиваля приветствовала заведующая кафедрой истории культуры Наталья Бартош, а также ректор университета Михаил Федорук и проректор по информатизации Михаил Лаврентьев. Все они подчеркивали, что студенты должны развиваться не только интеллектуально, но и духовно, что Академгородок – это не только научный, но и культурный центр Сибири, поэтому его традиции необходимо сохранять и продолжать.

На открытии фестиваля министр культуры Новосибирской области Василий Кузин выступил с лекцией «Экзистенциальные перспективы человека и актёрское искусство».

Лекция В.И. Кузина «Экзистенциальные перспективы человека и актёрское искусство» была посвящена непростым вопросам выбора жизненной позиции. Харизматичный оратор в полушутливой, увлекательной форме рассказал о серьезнейших проблемах человеческого бытия. Что такое «подлинность» и «неподлинность» человеческой жизни? Как актерское искусство помогает решить проблему «неподлинного существования»? Слушатели были в восторге от лекции, кто-то просил визитку Василия Ивановича, кто-то подходил с вопросами, а кому-то хотелось взять интервью.

Василий Иванович Кузин родился в 1962 г. В 1986 г. с отличием окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки, фортепианный факультет. С 1986 по 2007 г. преподавал в консерватории курсы философии, социологии и политэкономии. В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии. В 1994–2003 гг. преподавал на кафедре философии Новосибирского государственного университета (НГУ). С 2000 по 2007 г. работал проректором Новосибирского музыкального колледжа. В 2007–2011 гг. – проректор по учебной и воспитательной работе Новосибирского государственного театрального института (НГТИ), с 2011 г. – исполняющий обязанности ректора НГТИ. В июне 2012 г. победил на выборах ректора НГТИ. В сентябре 2013 г. назначен на должность министра культуры Новосибирской области.

Василий Кузин – участник и организатор музыкальных фестивалей и конкурсов, музыкальный критик, лектор, ведущий музыкальных программ и творческих мероприятий. В Новосибирской государственной областной научной библиотеке (НГОНБ) проводит лекции по философии. В Городском центре изобразительных искусств (ГЦИИ) реализует проект «Театр слова и музыки». Принимал активное участие в разработке Концепции решения комплексной задачи «Формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья жителей Новосибирской области», Международного объединения «Искусство и образование XXI века». В качестве члена жюри принимал участие в Международных конкурсах пианистов в г. Киеве (2004, 2005 гг.), в Открытом конкурсе пианистов имени А. Кенеля в г. Абакане (2006 г.), в Международном конкурсе пианистов в г. Кромьериж (Чехия), 2007 г. Награждался грамотами Губернатора Новосибирской области, министерства культуры Новосибирской области.

Открытие фестиваля. Фото: Е.Г. Добровольская, А. Федорова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Открытие фестиваля Перекрестки

Смотреть видеозапись лекции В.И. Кузина на открытии фестиваля

Лекция В.И. Кузина. Фото: Е.Г. Добровольская. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция В.И. Кузина

 

26 ноября (Музей истории НГУ). Открытие выставки Школы академического рисунка и живописи «Эйдос»

Выставка проходила в течение всего фестиваля в помещении Музея истории НГУ. Посетители выставки смогли познакомиться с направлениями академической живописи, представленными в работах студентов «Эйдоса»: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.

Выставка Школы академического рисунка и живописи «Эйдос». Фото: А. Федорова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Выставка Школы акад. рисунка

27 ноября (Малый зал Дома ученых СО РАН. 16.00). Музыкальное открытие фестиваля. Концерт Новосибирского духового квинтета (рук. заслуженный артист России Станислав Янковский) и ансамбля медных духовых инструментов «Сибирский брасс» (рук. Николай Сизиков)

На концерт пришли студенты, преподаватели Новосибирского государственного университета и просто неравнодушные к классической музыке люди. По словам Натальи Юрьевны Бартош, заведующей кафедрой истории культуры НГУ, «Перекрёстки искусств» могут стать традицией университета:

– Для меня очень важно, чтобы наши студенты действительно были интеллектуальной элитой. Элитой человек может стать только когда несёт в себе духовное наследство той культуры, которую взрастили предыдущие поколения. И музыка, пожалуй, одно из самых удивительных искусств, которое более чем какое-либо другое направлено на духовное самосовершенствование человека. И благодаря фестивалю сейчас у нас есть уникальная возможность создавать традиции нашего университета.

Музыканты Новосибирской филармонии исполнили произведения В.А. Моцарта, Дж. Россини, И. Штрауса, К. Дебюсси, Ю. Фучика и др. Художественный руководитель Новосибирского духового квинтета – заслуженный артист России, солист Новосибирского академического симфонического оркестра Станислав Янковский. В составе квинтета – солисты Новосибирского академического симфонического оркестра, лауреаты всероссийских конкурсов: Татьяна Янковская, флейта; Владислав Гофман, гобой; Станислав Янковский, кларнет; Алексей Лисовицкий, валторна; Андрей Майер, фагот.

Во втором отделении концерта квинтет из ансамбля медных духовых инструментов «Сибирский брасс» исполнил произведения Томаса Турпина, попурри на популярные мексиканские темы, Консуэлы Веласкес («Бэссаме мучо»), русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и другое. Художественный руководитель ансамбля «Сибирский брасс». – лауреат всероссийских конкурсов, солист Новосибирского академического симфонического оркестра Николай Сизиков. В составе ансамбля – концертмейстеры и регуляторы Новосибирского академического симфонического оркестра; участники «Сибирского брасса» часто выступают как солисты, являются лауреатами межрегиональных и всероссийских конкурсов: Иван Коробонь, труба; Андрей Басов, труба; Василий Соколов, валторна; Николай Сизиков, тромбон; Владимир Гришин, туба.

Музыкальное открытие фестиваля. Фото: Ю. Добина, А. Бартош, Т. Панфилова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Муз. открытие фестиваля

29 ноября (Ауд. 118а. 14.15). Открытая лекция канд. филол. наук, доцента кафедры истории культуры Д.В. Долгушина «Религиозно-философская культура России второй половины XIX века. Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Фёдоров»

Творческое наследие великих мыслителей, определивших магистральные направления развития отечественной философии, культурологии, эстетики, было представлено на широком историческом фоне, в контексте идейных исканий молодого поколения разночинцев. Ярко и интересно прозвучал рассказ о становлении ученых, об их жизненном пути, о значении их идей, многие из которых выглядят пророческими с позиций сегодняшнего дня. Лекция вызвала живой отклик слушателей.

Лекция Д.В. Долгушина. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция Д.В. Долгушина

2 декабря (АХЛ. 16.00). Открытая лекция канд. филол. наук, ст. преп. кафедры истории культуры Н.Л. Паниной «Викторианская сказка и викторианские сказочники: от XIX века к современности»

Нина Леонидовна начала лекцию с характеристики жанра литературной сказки в ее классических образцах, таких, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Питер Пэн» Джеймса Бари, затем показала этап эволюции сказочного жанра в творчестве Клайва Стейплза Льюиса и Джона Руэла Толкина и продемонстрировала, как меняется местонахождение и атмосфера «страна фей» от XIX к XXI веку, на примере произведений Дж.Макдоналда, Чарльза Кингсли, Нила Геймана и Сьюзаны Кларк.

Отдельного разговора заслужила тема визуализации сказочных образов: иллюстрации и экранизации.

Смотреть видеозапись лекции Н.Л. Паниной «Викторианская сказка и викторианские сказочники: от XIX века к современности»

Лекция Н.Л. Паниной. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция Н.Л. Паниной

2 декабря (Ауд. 403 лаб. корп. 17.45). Открытая лекция члена Союза кинематографистов РФ А.Г. Кожемякина «Отечественный кинематограф 1980-х годов: от застоя к перестройке»

Темой для обсуждения стал отечественный кинематограф 1980-х годов. В начале своей лекции Алексей Кожемякин дал характеристику этому периоду развития кинематографа: «Это был мучительный, но очень насыщенный, яркий период, оставивший след в истории не только нашего, но и мирового кинематографа. Наши фильмы смотрели во Франции, в Америке, просто потому что тогда было популярно всё связанное со словом “перестройка”». Лектор охарактеризовал особенности кино 80-х: «В те годы в моде была цитатность — всем нравилось говорить фразами итальянского кинорежиссёра Федерико Феллини. Говорят, что “вся жизнь — игра, а люди в ней актёры”, но Феллини говорит о том, что мир — цирк. Это более грубая версия сценического действия, где главные герои — комедианты, шуты, клоуны, которые выворачивают мир наизнанку. Герой, живущий как антигерой, потому что вокруг застой, тотальная нормальность жизни, которая начинает тяготить…».

Разговор шел о «ключевых» фигурах восьмидесятых: о режиссерах Романе Балаяне, Алексее Юрьевиче Германе, операторах Вилене Калюте, Валерии Федосове, сценаристах Викторе Мережко и Эдуарде Володарском. Алексей Кожемякин проанализировал такие фильмы, как «Полёты во сне и наяву», «Зеркало», «Мой друг Иван Лапшин», «Покаяние», «Взломщик».

Рассказывая о кино, лектор проводил параллели с другими областями искусства, объясняя некоторые важные искусствоведческие и культурологические термины, такие, как «эффект сфумато», «тревелинг» и «лакунарность».

Лекция А.Г. Кожемякина. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция А. Г. Кожемякина

2 декабря (Музыкальный салон НГУ. 19.00). Концерт Академического хора НГУ (рук. Дарья Зорина)

Вниманию слушателей были представлены чрезвычайно разнообразные произведения: каноны «Dona nobis pacem» и «Viva viva»; композиция Антонио Лотти «Miserere», Ария Альмиры из оперы Ринальдо (сочинение Г.Ф. Генделя), «A hymn to the Virgin» Э.Б. Бриттена, неаполитанская песня «O sole mio», песня И. Переверзева «А на Пирогова» и многое другое. На концерте прозвучали произведения различных эпох, стран, стилей и жанров. Композиция концерта тоже отличалась разнообразием: она включала в себя инструментальные, хоровые, сольные части.

Академический хор НГУ формально является любительским коллективом, однако высокое исполнительское мастерство его участников – студентов, аспирантов и преподавателей НГУ – позволяет хору выступать с концертной программой на различных площадках Новосибирска. Руководитель хора Дарья Зорина – выпускница Новосибирской государственной консерватории им. Глинки и НГУ.

Концерт Академического хора НГУ. Фото: Н.А. Борзенкова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Концерт акад. хора НГУ

3 декабря (Музыкальный салон НГУ. 16.00). Концерт фортепианной музыки. Исп. лауреат международных конкурсов Дмитрий Карпов. В программе: произведения Ф. Шопена, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Р. Щедрина.

Концерт фортепианной музыки. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Концерт фортеп. музыки

4 декабря (Ауд. 230 лаб. корп. 16.00). Открытая лекция канд. филол. наук, зав. кафедрой истории культуры Н.Ю. Бартош «Данте и русская культура ХХ века».

Лекция Н.Ю. Бартош. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция Н.Ю. Бартош

5 декабря (Ауд. 119а. 14.15.). Открытая лекция ст. преп. кафедры истории культуры Н.А. Пермяковой «Фантастический реализм Франца Кафки»

Открытая лекция «Фантастический реализм Франца Кафки» была посвящена творчеству одного из самых «странных» писателей ХХ века. Художественный мир Кафки можно исследовать как в русле романтической традиции и социально-сатирической литературы XIX века, так в контексте модернизма первой половины ХХ века. Осбенности творческой манеры Кафки являются следствием сложного комплекса причин и предполагают ряд разнообразных подходов к анализу его произведений: от религиозного (М. Брод) до экзистенциальнго (А. Камю) и фрейдистского. На лекции была сделана попытка выявить закономерности и определить параметры той альтернативной реальности, которая предстает на страницах новелл, притч и романов Ф. Кафки.

Послушать лекцию пришли более ста любителей современной литературы, в основном студенты НГУ (ФИЯ, ГФ, ФЖ и других факультетов).

Экзистенциалист из гетто

Франц Кафка писал о паранойе, тоталитарной системе и о желании спрятаться. Он не печатал свои произведения и, точно Гоголь, не боялся их уничтожить. О жизни и страхах экзистенциалиста, а также о том, почему ужасная реальность оказывается такой привлекательной для читателя, рассказала Наталья Пермякова, старший преподаватель кафедры истории культуры и кафедры литературы новосибирского госуниверситета.

«Фантастический реализм» Франца Кафки – так называется лекция, прочтенная преподавателем пятого декабря, в ходе фестиваля «Перекрестки искусств», организованном кафедрой истории культуры НГУ и Министерством культуры Новосибирской области.

– Реальность зачастую оказывается жестокой и несправедливой, – начинает Пермякова.

Франц Кафка, который, как и его герои, всю жизнь метался между страхом общества и одиночества, в своем воображении создал ужасные сказки. Одним из любимых писателей Кафки был Чарльз Диккенс, который тоже посвящал свои произведения судьбе ребенка в злом мире. Однако существует явное отличие между двумя писателями – в произведениях Диккенса всегда счастливый конец.

– В произведениях Кафки нет сказки и счастья. Франц жил в тот период, когда человек перестал чувствовать себя частью общества и мира.

Он родился в 1883 году в Праге, которая в то время была частью Австро-Венгрии. Идеей этой многонациональной страны была великая монархия, хранящая наследие прошлого. На деле же это была маленькая, вечно проигрывающая страна. Еврейская семья Кафки жила в бывшем гетто, основная часть населения которого – бандиты и проститутки. Франц всю жизнь ощущал себя аутсайдером, ведь впечатления детства неизгладимы.

Отец Франца Кафки держал галантерейный магазин и был невероятно горд своим статусом потому, что ему удалось выбраться из низов, подняться по социальной лестнице.

«Кафка» по-чешски переводится как галка – эта птица и была символом торгового дома Кафки. А Франц ненавидел семейный бизнес. Его отец, который всего добился сам, принижал то, что делали его дети. Кафка старался снискать уважение отца своей литературной деятельностью – сборник «Сельский врач» он посвятил ему. Когда он принес его, отец велел положить книгу на столик у кровати и, по словам Франца, так ни разу его и не открыл.

Кафка признавался, что все, что он создал, было об отце. Он считал свои литературные способности незначительными, но сфера литературного творчества была единственной, куда не мог проникнуть Герман Кафка. Перенося отца на бумагу, сын старался освободиться от его давления.

Творчество Франца Кафки – это сплав различных жизненных обстоятельств. Он никогда не скрывал, что писал о себе. Всю жизнь Франц стремился спрятать свое нежное нутро от жестокого мира.

Кафка создал некую альтернативную, фантасмагорическую реальность, где хочется проверить себя. Этот мир похож на наш: география, город, здания, люди, но внутри он абсолютно иной. Это жуть, описанная языком канцелярии, без каких-либо стилистических изысков и впечатляющей образности. В произведениях Кафки герой ведет себя двояко: стремится доказать системе, что он достоин в ней быть, а с другой стороны – он бросает ей вызов. Он постоянно обманывает сам себя.

Франц Кафка был постоянно погружен в кротовую нору собственных мыслей. Из-за отца он ощущал себя ничтожеством, и, что бы он ни делал, ничтожество будет лишь возрастать. Именно поэтому, не испытывая склонности к юриспруденции, он продолжал ею заниматься.

Кафка жил в родительском доме в проходной комнате, куда вечно совались все родственники. Стремясь к уединению, он писал, что хотел бы жить в одиночестве в подвале. Его рассказ «Нора» – об убежище в толще земли. Животное, которое его вырыло, находится в постоянном страхе.

В жизни Кафки были две обязанности, которые он не хотел нести. Это служба и необходимость жениться. Туберкулез избавил его от обеих повинностей.

Франц был помолвлен несколько раз, но сам постоянно разрывал помолвки. Фелица Бауэр, на которой Франц дважды не женился, нужна была ему скорее как зритель, слушатель, а не как спутница. Они состояли в переписке, и, спустя буквально несколько писем, Кафка пускается в жалобы.

Франц Кафка скончался от туберкулеза в 40 лет. Он завещал своему другу Максу Броду уничтожить все свои рукописи, но Брод, напротив, опубликовал их. При жизни напечатавший лишь несколько коротеньких рассказов, Кафка стал всемирно известным лишь посмертно.

Екатерина Руденко

Лекция Н.А. Пермяковой. Фото: Н.А. Борзенкова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Лекция Н.А. Пермяковой

6 декабря (Музыкальный салон НГУ. 14.30). Концерт камерной музыки «Встреча у рояля»

Участники: солисты НГАТОиБ, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ирина Новикова (сопрано) и Андрей Триллер (бас). Партия фортепиано – заслуженный работник культуры РФ, профессор НГК им. М.И. Глинки, концертмейстер НГАТОиБ Михаил Мищенко. В программе: арии русских и зарубежных композиторов, классические романсы, народные песни.

Концерт «Встреча у рояля». Фото: Е.Г. Добровольская. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Концерт Встреча у рояля

7 декабря (Музыкальный салон НГУ. 19.00). Музыкально-поэтический вечер

В первом отделении музыкально-поэтического вечера – «Зима в Буэнос-Айресе» – прозвучали стихотворения Пабло Неруды, Хуаны Инес Де Ла Круз и других латиноамериканских поэтов, а также музыка аргентинского композитора Астора Пьяццоллы в исполнении Ольги Бочаровой (фортепиано) и Екатерины Гращенко (скрипка).

Во втором отделении прошел «поэтический марафон»: молодые университетские поэты читали свои стихи. Открыла второе отделение Наталья Юрьевна Бартош, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой истории культуры: «Мне кажется, что в нашем мире, бурлящем, суетливом, всё меньше места остаётся для поэзии. И замечательно, что в нашем университете появилось скромное пристанище для настоящих поэтов, музыкантов и исполнителей — этот музыкальный салон».

Организаторы и участники договорились, что проведут в феврале такой же музыкально-поэтический вечер.

Музыкально-поэтический вечер. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Музыкально-поэтический вечер

9 декабря (Ауд. 118а. 17.45). Мастер-класс по живописи (ведут преподаватели Школы академического рисунка и живописи «Эйдос» В.В. Тоцкий и М.В. Прокопьев)

9 и 10 декабря в рамках фестиваля «Перекрёстки искусств» преподаватели Школы академического рисунка и живописи «Эйдос» В. В. Тоцкий и М. В. Прокопьев провели мастер-класс для всех желающих в Новосибирском государственном университете.

Поточная аудитория университета будто бы превратилась в художественную студию. В начале урока, в теоретической его части преподаватели напомнили о принципах изображения предметов, например, на которые падает свет ― несколько линий, и фигура на доске становилась объёмной.

В практической части занятия художник вызывал желающих позировать и рисовал их, чтобы показать всей аудитории, как следует изображать человека. Самые старательные слушатели пытались повторить то, что у него получалось ― перед каждым лежал лист бумаги и карандаш с ластиком. Преподаватель комментировал то, что он делает, и вызвал живой отклик слушателей тем, что обратил внимание рисующих на ключично-сосцевидную мышцу, ― видимо, студенты, которые аплодировали ему, изучали анатомию.

Наблюдение за работой художника даёт понять, что живопись ― это и анатомия, и геометрия, и в то же время искусство. Во время мастер-класса на листах, закрепленных на доске, появилось три портрета, хотя желающих позировать было больше. Всем, кого рисовал художник, он делал комплименты в процессе работы ― как он потом объяснил, это вовсе не лесть, но когда художник работает, он видит людей такими прекрасными, какими их создал Бог, и восхищается Его творениями.

Анна Жукова

10 декабря (Музыкальный салон НГУ. 16.00). Концерт Клуба любителей классической музыки НГУ «Точная музыка» (рук. ст. преп. кафедры истории культуры М.А. Тимофеева), Хоровой капеллы (рук. Станислав Ермоленко), студентов и преподавателей НГУ

Музыка и красота доступны всем

Темный коридор. Виднеется полоска света. Возле открытой двери стоят студенты, в соседнем кабинете репетируют артисты. «А где концерт?», – спрашивает запыхавшаяся девушка и тут же находит дверь. Да, мероприятие проходит в необычном месте – кабинет в цоколе одного из общежитий. С недавних пор это музыкальный салон и большая радость для Клуба любителей классической музыки НГУ «Точная музыка».

Слушатели рассаживаются. Концерт открывает Сергей Савченко, преподаватель ФЕНа. Исполняет «Думку» Чайковского. Лица присутствующих меняются, все отвлекаются от своих телефонов и задумчиво смотрят на исполнителя или сквозь него, каждый погружен в свои мысли. Наконец, Сергей Савченко застенчиво покидает аудиторию. Объявляют хоровую капеллу НГУ, которая исполнит два мадригала. Орландо Лассо автор одного из них. Говорят, у него был настолько прекрасный голос, что Лассо несколько раз крали. «Итальянцы неравнодушны к голосам», – шутливо объясняет Мария Тимофеева, руководитель «Точной музыки». По залу разлетаются звуки. Бах, Чайковский, Дауленд, Рахманинов, Скарлатти, Уэббер, Малер. Фортепиано. Виолончель. Флейта. Голос. Композиторы, инструменты, исполнители сменяют друг друга, волнуя, захватывая все сильнее. Кажется, по коже бегут мурашки: то ли холодный ветер из открытого окна добрался до собравшихся в зале, то ли музыка своим бархатом прикоснулась к душам слушателей.

Принято считать, что из «физиков» и «лириков» дружбу с искусством водят только «лирики». Фестиваль «Перекрестки искусств» наглядно демонстрирует: музыка и красота доступны всем. Среди артистов биологи, геологи, математики, филологи. Преподаватели, студенты, лицеисты. На лицах музыкантов то сосредоточение, то игривая улыбка, то грусть. Один французский химик сказал, что русская наука, так же как и русская музыка – романтична. Действительно, чувствуется и любовь, и страсть артистов к тому, чем они занимаются. Это заразительно. Каждый артист исполняет выбранный им материал, рассказывает личную историю, с наслаждением делится своим талантом и трудом, открывает слушателю новое и прекрасное.

«Мы сами закладываем новые традиции. Для меня важно, чтобы в университете звучала достойная музыка и я рада, что нашла столько единомышленников. Умение отдать что-то от себя, дает возможность получить гораздо больше в ответ», – завершила концерт организатор фестиваля «Перекрестки искусств», зав. кафедрой истории культуры Наталья Юрьевна Бартош.

Анна Худякова

Концерт Клуба любителей классической музыки. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Концерт классики

10 декабря (Ауд. 119а. 16.00). Творческая встреча с молодыми композиторами Ильей Ильдеркиным и Марией Красиловой

Во вторник, 10 декабря, в Новосибирском государственном университете прошла творческая встреча с молодыми композиторами Ильей Ильдеркиным и Марией Красиловой, организатором которой выступила кафедра истории культуры ГФ НГУ. Встречу провела Гусева Елена Семёновна — музыковед, старший преподаватель кафедры истории культуры. Событие проводилось в рамках фестиваля «Перекрёстки искусств—2013», проходящего с 26.11 по 11.12 в стенах университета.

Встреча началась с выступления Марии Красиловой, магистрантки новосибирской консерватории им. Глинки и члена Сибирского молодежного отделения Союза композиторов РФ. Она представила свою программу «Визуальное и музыкальное» и рассказала о своём опыте создания музыкальной композиции на основе графического первоисточника в программе CUBASE.

По её мнению, соединение визуального и аудиального восприятий даёт человеку наиболее точное понимание того, что хотел передать автор. Самым простым примером этого соединения является кино. «Любой человек так или иначе ощущает музыку через графику. Партитура — тоже графика, графическое изображение музыки» — рассуждает М. Красилова. Влияние на её интерес к подобному роду искусства оказали некоторые её преподаватели, которые в своих работах совмещают живопись и музыку, а также многие композиторы и художники, которые совмещали свои жанры, например, Мусоргский с его циклом «Картинки с выставки».

Сама же Мария работает с CUBASE — компьютерным музыкальным модулем, позволяющем сразу вести запись даже без наличия инструмента. Она представила 3 свои композиции: «Индийский слон», «Космический слон» и «Психоделический слон», написанные с использованием электронных эффектов программы. Если открыть её произведения в CUBASE, то графически её музыка даст изображения слонов.

Встречу продолжил председатель Сибирского молодежного отделения Союза композиторов РФ Илья Ильдеркин, представивший своё сочинение «Ответ на незаданный вопрос» для фортепиано, скрипки, виолончели и саксофона. Идея этого произведения заключается в вызове — «Послать всех на», как отмечает сам автор. Влияние на Ильдеркина оказал американский композитор Чарльз Айвз своим философским произведением «Вопрос, оставшийся без ответа». Ч. Айвза мучали вопросы судьбы человека, его самореализации, жизни и смерти. В его «Вопросе, оставшемся без ответа» струнная партия – постоянное безмолвие вечности, а духовые – постоянные вопросы человечества. Собственно, сочинение Ильи Ильдеркина — перефразирование сочинения Айвза, как признаётся сам автор. Елена Семёновна Гусева сделала попытку вписать произведение И. Ильдеркина в более широкий историко-культурный контекст, поставить его в один ряд с произведениями, посвященными судьбе художника в российском обществе. Сам автор не во всём согласился с предположенной теорией, отметив, что он противник политических подтекстов в искусстве.

А. Юдина

Творческая встреча с И. Ильдеркиным и М. Красиловой. Фото: А. Федорова. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Твор встреча

11 декабря (Малый зал Дома ученых СО РАН. 16.00). Закрытие фестиваля. Концерт. Ансамбль скрипачей «Блестящие смычки» (рук. заслуженный деятель искусств РФ, профессор НГК им. М.И. Глинки Марина Кузина). Награждение активных участников фестиваля

«Этот фестиваль – пробный камень для нашей кафедры, первый масштабный фестиваль для университета. На мой взгляд, он прошел весьма неплохо», – так охарактеризовала завершившийся фестиваль зав.кафедрой истории культуры НГУ, канд. филол. н. Наталья Бартош, главный организатор мероприятия.

Перед церемонией награждения активных участников фестиваля прошел концерт одного из лучших скрипичных коллективов города Новосибирска «Блестящие смычки» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора НГК им. М. И. Глинки Марины Кузиной. Ансамбль «Блестящие смычки» был основан 20 лет назад, и за это время он приобрел известность и завоевал любовь в разных странах, таких как Испания, Южная Корея, Финляндия, Украина, США. Музыканты исполнили несколько композиций, в том числе «Симфонию» И. Баха, «Элегию» П. Чайковского, «Концерт для четырех скрипок» А. Вивальди и многие другие классические музыкальные произведения.

Кроме оркестровых партий, скрипачи сыграли и сольные композиции. Свои впечатления от концерта студентка 2 курса Анна Горбунова описала таким образом: «Переходящие одна в другую партии создают как будто осязаемую, объемную стену звука, в которой оказываются музыканты. Ее чувствуешь физически: глубокое звучание виолончели разливается свинцом по полу и заставляют его чуть-чуть вибрировать, а тонкие и высокие ноты у скрипки холодом прокатываются от пальцев к плечам».

Всем настолько понравилось выступление коллектива, что зал попросил сыграть «Блестящие смычки» на бис. Концерт завершился, таким образом, на очень лиричной и трогательной ноте: прозвучала композиция Эннио Морриконе «Chi Mai», известная благодаря фильму «Профессионал».

После концерта были подведены итоги фестиваля и названы победители конкурса фотографии «НГУ глазами его обитателей». На конкурс было заявлено тридцать три участника. По словам организаторов, все они были достойны призовых мест и борьба за первое место развернулась нешуточная.

«Судя по интересу, который фестиваль вызвал среди студентов и сотрудников университета, судя по тому, что о нем говорят в Академгородке – фестиваль прошел с большим успехом», – рассказал д-р физ.-мат. наук, проректор НГУ по информатизации Михаил Михайлович Лаврентьев. – Нет сомнений, что фестиваль является ярким событием в жизни Городка, он обогатил духовную жизнь тем, кому посчастливилось принять в нем участие».

Отметим, что фестиваль вызвал немалый интерес со стороны студентов – хочется верить, что он станет отправной точкой для новых идей и задумок, а также станет ежегодным событием в жизни нашего университета.

Анастасия Аулова

Закрытие фестиваля. Фото: А. Федорова, А. Литвиненко. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Закрытие фестиваля

Подведение итогов фотоконкурса «НГУ глазами его обитателей»

В рамках фестиваля проводился фотоконкурс «НГУ глазами его обитателей». Председатель жюри фотоконкурса – фотокорреспондент «РИА Новости» Александр Кряжев.

«НГУ глазами его обитателей» – фотоконкурс на «свободную тему». Мы хотели создать образ НГУ глазами людей, которые в нем учатся и работают (или когда-то учились и работали), которые любят НГУ. В фотоконкурсе приняли участие студенты, выпускники, аспиранты, преподаватели, сотрудники НГУ.

Какой для нас НГУ? Это сам университет – внутри и снаружи, это Академгородок, это природа, это люди – студенты, преподаватели и прочие «обитатели», это лекции, семинары, экзамены, практика, «НГУ на выезде» и т.д.

11 декабря в Доме учёных на церемонии закрытия фестиваля «Перекрёстки искусств» были объявлены результаты фотоконкурса:

1 место: Анастасия Фёдорова, 3 курс ФФ – абсолютный победитель.

2 место: Евгения Треухова, 2 курс ФЖ; Маргарита Жарикова, 2 курс ГФ.

3 место: Павел Бабинцев, 1 курс магистратуры ММФ; Денис Глобенко, 4 курс ЭФ; Роман Нургалиев,

1 курс ЭФ.

Победители в номинациях:

Приз зрительских симпатий: Николай Терехов, 3 курс ФИТ.

«Лучшая фотография белки»: Екатерина Потапова, 1 курс ГГФ.

«Студент и техника»: Константин Талецкий, 2 курс магистратуры ФФ.

«Лучший пейзажный снимок»: Владимир Деревщиков, преподаватель кафедры физической химии ФЕН.

«Лучший репортажный снимок»: Юлия Алтухова, 5 курс ГФ.

«Лучшее чувство юмора»: Николай Первушин, 1 курс магистратуры ЭФ.

«НГУ на выезде»: Анастасия Бартош, 3 курс ФЕН.

«Служу науке!»: Алексей Владыко, 3 курс ФЕН.

«Самая музыкальная фотография»: Михаил Шашков, преподаватель кафедры аналитической химии ФЕН.

«За чувство Прекрасного»: Мария Александровна Тимофеева, преподаватель кафедры истории культуры.

Приз симпатий кафедры истории культуры НГУ: Мишель Дебренн, профессор кафедры французского языка ФИЯ.

Поздравляем призёров и благодарим всех участников фотоконкурса!

Награждение победителей фотоконкурса. Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию
Награждениепобедителей

 

Фотогалерея «НГУ глазами его обитателей». Для перехода к просмотру фотографий нажмите на картинку