Бартош Наталья Юрьевна

Кандидат филологических наук,
заведующая кафедрой истории культуры ГФ НГУ

Закончила отделение филологии гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета. Кандидатскую диссертацию защитила на кафедры всемирной литературы МПГУ под руководством профессора, д.ф.н. Н.И. Соколовой по теме «Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда» (специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья):
«Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда»: Автореферат дисс. … канд. филол. наук. М., 2009. 17 с.
Еще будучи студенткой НГУ, принимала участие в культурологических штудиях «Диалог культур» (1990-1995 гг.) В.С. Библера, где слушала лекции лучших ученых страны (С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, А.Я. Гуревича, А.В. Михайлова, А.В. Ахутина, С.С. Неретиной и др.) по культурологии, искусствоведению, философии, что во многом определило приоритеты научных интересов и выбор будущей специализации. Проходила научные стажировки в Миланском католическом университете – Universita Cattolica del Sacro Cuore (май 2001 г.) и на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета (сентябрь-октябрь 2008 г.). Действительный член Всероссийской ассоциации преподавателей английской литературы, а также член Международной ассоциации англистов (ESSE).

Область научных интересов: искусство Западной Европы XX-XXI вв., европейская литература рубежа XIX – XX вв., русская литература, поэзия и искусство Серебряного века, литература и искусство модерна, византийское искусство, литература и искусство Древней Руси.
С 1996 г. работает на кафедре истории культуры НГУ. Участвовала в проекте «Sunniest» в Центре Европейского Образования НГУ (2001-2003 гг.), где читала курс лекций «История культуры Западной Европы. XX век». Читала лекционные курсы на ГФ, ФЕН, ММФ, ФФ, МедФ, ФП, ЭФ и ФИЯ.

Проводит открытые лекции и другие культурно-просветительские мероприятия в НГУ, Доме учёных Академгородка и т.д. (подробнее здесь)

10.10.2013 – доклад «Данте и русская культура ХХ века» в рамках Дантовских чтений (Centro Dantesco, г. Равенна, Италия).

Инициатор и руководитель проекта «Первый университетский фестиваль “Перекрёстки искусств”» (26.11-11.12.2013)

Читаемые курсы:

  • История культуры Западной Европы XX-XXI вв. (Скачать программу курса, MS Word 49 Kb)
  • Культурология
  • Всеобщая история искусств 
  • Древнерусское искусство 
  • История европейского искусства
  • Постмодернизм культуры XX–XXI вв.

За время работы в университете были разработаны и прочитаны следующие курсы:

  • История англо-американской литературы XIX в.
  • Концепция «игры» в английской литературе XIX – XX вв.
  • Мифы раннего Средневековья
  • Легенды средневековой Европы
  • Литература в контексте культуры Западной Европы XX-XXI вв.
  • Мифологические модели в литературе и искусстве кон. XIX – нач. XX вв.
  • Русский модерн: литература, искусство, архитектура
Научные публикации в базе данных РИНЦ:

  1. Панина Н.Л., Бартош Н.Ю., Емельянов П.Г., Казаков В.В., Верещагина А.В. Виртуальный музей в учебном процессе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Информационные технологии. 2013. Т. 11. Вып. 1. С. 105–112.
  2. Бартош Н.Ю. Миф как модель в жизнетворчестве художников модерна (на примере творческой биографии О. Уайльда) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. Т. 5. № 2. С. 57–62.
  3. Бартош Н.Ю. Символы победы над смертью в арт-произведениях Дэмиена Хёрста // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2010. Т. 4. № 2. С. 136–141.
  4. Бартош Н.Ю. Мифопоэтика «Тангейзера» Рихарда Вагнера в интерпретации Шарля Бодлера // Сибирский филологический журнал. 2010. Т. 4 С. 53–59.
  5. Бартош Н.Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского государственного университета. Серия: Российская и зарубежная филология. Вып.1 (7). Пермь: ПГУ, 2010. С. 59–66.
  6. Бартош Н.Ю. Образ сада в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Сибирский филологический журнал. № 1. Новосибирск, 2009. С. 95–99.
  7. Бартош Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве Оскара Уайльда. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2009.
  8. Бартош Н.Ю. Роль мифологем в литературно-художественной системе английского модерна (на материале произведений Оскара Уайльда) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. Новосибирск, 2008. Т. 7. Вып. 2. С. 129–136.
  9. Бартош Н.Ю. К вопросу о мифологизме в литературе и искусстве английского модерна (архетип великой богини в произведениях О. Уайльда и О. Бердслея) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Научный журнал. № 2 (2). Киров, 2008. С. 138–141.

Научные публикации:

  1. Panina N., Kazakov V., Bartosh N., Emelyanov P. Virtual Museum in Teaching Subjects in the Area of Culture // Societal Studies. 2013. №6 (2). P. 61–69.
  2. Бартош Н.Ю. Интерпретация образов героев музыкальных драм Вагнера в английской литературе и искусстве конца ХХ – нач. ХХ в. // Образ провинции в русской и английской литературе. Материалы ХХ Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы «Литературная провинция». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 212–218.
  3. Бартош Н.Ю. Мифологическая картина мира в литературе и искусстве английского модерна (на примере раннего творчества О. Уайльда) // IV International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism. The Epoch of Classical Realism: 19th-Century Cultural and Literary Tendencies. Dedicated to Akaki Tsereteli’s 170th Anniversary. Tbilisi: Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. Institute of Literature Press, 2011. P. 33–42.
  4. Бартош Н.Ю. Рецепция сюжета музыкальной драмы Р. Вагнера «Тангейзер» в европейской литературе и искусстве конца XIX – начала XX в. // Чтение: рецепция и интерпретация: Сб. науч. ст.: В 2 ч. Гродно: ГрГУ, 2011. Ч. 2. С. 362–368.
  5. Бартош Н.Ю. Archetypal Model of Sacred Marriage in Wagner’s Musical Drama “Tristan und Isolde” // Mythological Thinking, Folklore and Literary Discourse. European and Caucasian Experience. V International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism Dedicated to Vazha-Phshavela’s 150th Anniversary. Tbilisi: Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. Institute of Literature Press, 2011. Vol. II. P. 52–63.
  6. Бартош Н.Ю. Архетип Великой богини в женских образах английского модерна (на примере произведений О. Уайльда и О. Бердслея) // История и теория культуры в вузовском образовании: межвуз. сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т, гуманит. фак., каф. истории культуры. Новосибирск, 2008. Вып. 4. С. 151–160.
  7. Бартош Н.Ю. Поиски прекрасного и образ женщины в искусстве XX века // Теоретические и прикладные аспекты перинатальной психологии: проблемы и перспективы: Сб. матер. Все-рос. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Новосибирск: НГУ, 2007. Ч. 2. С. 56–76.
  8. Бартош Н.Ю. Образы творцов и их представления о прекрасном в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // История и теория культуры в вузовском образовании : межвузовский сборник научных трудов / Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, гуманит. фак., каф. истории культуры. Новосибирск, 2004. Вып. 2. С. 131–140.
  9. Бартош Н.Ю. Проблемы «совершенной» формы в лекции Оскара Уайльда «Ренессанс в английском искусстве» // Проблемы идентичности, этноса, гендера в культуре и литературах Старого и Нового света: Сб. науч. статей/ Под ред. Ю. В. Стулова. Мн.: Пропилеи, 2004. С. 287–298.
  10. Бартош Н.Ю. Реминисценции сонетов Шекспира в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Текст: структура и функционирование: Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. Вып. 7. С. 118–127.
  11. Бартош Н.Ю. Эстетическая игра в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Проблемы литературных жанров. Томск: ТГУ, 2002. Ч. 1. С. 388–391.
  12. Бартош Н.Ю. Мифологическая модель «золотого века» в лекции Оскара Уайльда «Ренессанс в английском искусстве» // «Золотой. Серебряный. Железный…»: Сб. материалов науч. конференции / Под ред. М. С. Тарасовой. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. С. 107–124.
  13. Бартош Н.Ю. Формульные ситуации и эстетическая игра в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Текст: структура и функционирование: Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. Вып. 6. С. 118–127.

Учебно-методические работы:

  1. Бартош Н.Ю. Древнерусское искусство: Программа курса. Новосибирск: НГУ, 2013.
  2. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Древнерусское искусство: Электронный лекционный курс. Новосибирск: НГУ, 2013.
  3. Бартош Н.Ю. Всеобщая история искусств: Программа курса. Новосибирск: НГУ, 2013.
  4. Бартош Н.Ю. Всеобщая история искусств: Электронный лекционный курс. Новосибирск: НГУ, 2013.
  5. Бартош Н.Ю. История европейской культуры: Программа курса. Новосибирск: НГУ, 2013.
  6. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. История европейской культуры: Электронный лекционный курс. Новосибирск: НГУ, 2013.
  7. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Всеобщая история искусств. Часть 1. Искусство Западной Европы XIX – XX века: Электронное учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2012.
  8. Бартош Н.Ю. История европейской культуры: миф в европейском искусстве и литературе второй половины ХIХ – начала ХХ вв.: Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2011.
  9. Бартош Н.Ю. Классическое искусство, традиционная культура и художественное творчество в психологической практике : учебное пособие : [для студентов факультетов психологии вузов / Е.Я. Полякова, Е.В. Николаенко, Н.Ю. Бартош и др.] ; Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, Фак. психологии .— Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2009 .— 227 с.
  10. Бартош Н.Ю. Английский и американский романтизм в XIX веке : Метод. пособие по курсу / Новосиб. гос. ун-т, Гуманит. фак., Каф. истории культуры ; [Авт.- сост. Н.Ю. Бартош] .— Новосибирск : НГУ, 2000 .— 38 с. ; 20 см. — Библиогр.: с. 20-38, 100 экз.
  11. Бартош Н.Ю. Легенды средневековой Европы. Скачать текст
  12. Бартош Н.Ю. Мифы раннего средневековья. Читать текст

Электронные учебные пособия:

  1. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Итоги развития европейской культуры в XX веке». Направление 011200 «Физика» (магистратура, факультативный курс), базовая дисциплина «История культуры Западной Европы XX–XXI веков». ФФ НГУ. 2012.
  2. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Авангард в искусстве и литературе». Направление 011200 «Физика» (магистратура, факультативный курс), базовая дисциплина «История культуры Западной Европы XX–XXI веков». ФФ НГУ. 2012.
  3. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Всеобщая история искусств. Часть 1. Искусство Западной Европы ХIХ–XX веков». Направление 030600 «История» (магистратура, 1 курс). ГФ НГУ. 2012.
  4. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Культурология: история европейской культуры Нового времени». Направление 031300 «Журналистика» (бакалавриат, 2 курс). ФЖ НГУ. 2012.
  5. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Модерн». Направление 011200 «Физика» (магистратура, факультативный курс), базовая дисциплина «История культуры За-падной Европы XX–XXI веков». ФФ НГУ. 2012.
  6. Бартош Н.Ю., Панина Н.Л. Электронное учебное пособие «Философские основы современного периода культуры». Направление 011200 «Физика» (магистратура), базовая дисциплина «История культуры Западной Европы XX–XXI веков». ФФ НГУ. 2012.

Выступления на конференциях, тезисы:

1. Бартош Н.Ю. Фаустовский сюжет в эпоху модерна // XXV Пуришевские чтения. Международная конференция 9–12 апреля: Образ Фауста в контексте мировой художественной культуры: Сб. науч. статей и материалов. М.: МПГУ, 2013. С.10–11.
2. Bartosh N.J. Mythologeme of an “Ideal City” in the Context of a Totalitarian Discourse (using the example of Novosibirsk’s Academgorodok) // International Scientific Conference “The World is Composed of Stories. The Relationship between Discourses and their Transformations” (13–16 September, 2012, Vilnius, Lithuania): Theses. Vilnius: Mykolas Romeris University, 2012. P. 15–16
3. Бартош Н.Ю. Вагнер – Малларме: спор о Мифе // XXIII Пуришевские чтения: Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения. Сб. науч. статей и материалов. М.: МПГУ, 2011. С. 85–86.
4. Бартош Н.Ю. Жанр драмы-мистерии в творчестве Р. Вагнера // XXII Пуришевские чтения: История идей в жанровой истории: Сб. науч. статей и материалов. М.: МПГУ, 2010. С.224–225.
5. Бартош Н.Ю. Мифологическая картина мира в литературе и искусстве английского модерна (Bartosh N. The Mythological Picture of the World in Literature and Art of English Art Nouveau) // The Epoch of Classical Realism: 19-th Century Cultural and Literary Tendencies. IV International Symposium Theses. Contemporary Issues of Literary Criticism. Tbilisi: Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature. Institute of Literature Press, 2010. P. 24.
6. Бартош Н.Ю. Влияние мифопоэтики Вагнера на литературу и искусство конца XIX – начала XX вв. // XXI Пуришевские чтения: Взаимодействие литературы с другими видами искусства: Сб. науч. статей и материалов. М.: МПГУ, 2009. С. 166–167.
7. Бартош Н.Ю. Мотив поэтической инициации в литературе английского модерна и его интерпретация в XXI веке // Российский и зарубежный читатель: национальное восприятие литературы: Тезисы XVIII Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. М. : Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2008. С. 13–15.
8. Бартош Н.Ю. Мифологическая модель России в пьесе О. Уайльда «Вера, или Нигилисты» // XX Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада: Сб. науч. статей и материалов. М.: МПГУ, 2008. С. 17–18.
9. Бартош Н.Ю. Миф в литературе и искусстве английского модерна // Литература Великобритании в контексте мирового литературного процесса. Вечные литературные образы: Материалы XVII ежегодной Международной научной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Орел: ОГУ, 2007. С. 61–62.
10. Бартош Н.Ю. Образ «сада» в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: шекспировские реминисценции в романе // XV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. М.: МГПУ, 2003. С. 27–28.
11. Бартош Н.Ю. Образы творцов и художественно-эстетические средства создания портрета «прекрасного юноши» в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании. Материалы XIII Междунар. конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. М.: Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2003. С. 9–10.
12. Бартош Н.Ю. Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: уровни прочтения // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. ст. и материалов. М.: МГПУ, 2002. С. 16–18.
13. Бартош Н.Ю. Формульные ситуации и эстетическая игра в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры: Сб. материалов XI ежегодной с международным участием конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2001. С. 41–42.

Рецензии:

История культуры и искусства Востока / Сост. канд. ист. наук, доц. Е.Э. Войтишек, канд. ист. наук, проф. С.А. Комиссаров, канд. ист. наук, доц. А.В. Запорожченко, канд. филол. наук, доц. Е. Малинина, д-р ист. наук, проф. А.Е. Демидчик, канд. ист. наук Е.А. Соловьева, Ph. D. В.А. Баранов; отв. ред. д-р искусствоведения, проф. М.Ю. Дубровская (НГК им. М.И. Глинки, каф. этномузыкознания); рецензент канд. филол. наук Н.Ю. Бартош (НГУ, каф. истории культуры). Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010.