Проекты кафедры истории культуры

Кафедра истории культуры является инициатором и организатором ряда научных, творческих и просветительских акций, посвященных различным аспектам культуры – таким, как Международная междисциплинарная научная конференция «Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий» , фестиваля «Перекрёстки искусств», а также серии открытых лекций, организованных в сотрудничестве с Научной библиотекой НГУ и Домом ученых СО РАН. В 2012 г под эгидой кафедры для студентов и преподавателей НГУ создан Клуб любителей классической музыки под руководством М.А. Тимофеевой, репетиции и концерты которого объединяют музыкантов-любителей разных поколений. По инициативе и поддержке кафедры истории культуры в НГУ и на других площадках проходят лекции, спец. курсы и творческие встречи с ведущими современными учеными, деятелями культуры и творческими личностями.

01.10.2014-15.11.2015. Гуманитарный университет для школьников

Основная цель проекта – совершенствование системы выявления, отбора и подготовки талантливых абитуриентов, поступающих в НГУ. Подробности на странице проекта на сайте ГФ НГУ http://gf.nsu.ru/www/?page_id=10315 и на странице проекта “В Контакте” https://vk.com/gum_universitet

17.03.-26.04.2014. Дни Шекспира в НГУ (цикл просветительских и творческих мероприятий в честь 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира)

В честь 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира ЮНЕСКО посвящает 2014 год великому английскому поэту и драматургу. Чествование Шекспира проходят во всех культурных центрах Европы (Лондоне, Париже, Риме и т.д.). Новосибирский государственный университет не остался в стороне: Гуманитарный факультет и кафедра истории культуры объявили о праздновании 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира в рамках Перекрёстного Года культуры Великобритании и России–2014!
В марте-апреле в НГУ прошел цикл лекций о великом английском поэте и драматурге, о его эпохе и современниках, былы организованы показы фильмов по произведениям Шекспира.
Студенты и школьники приняли участие в викторине и конкурсе презентаций, посвященных Шекспиру и блистательной елизаветинской эпохе, а также в конкурсе литературных переводов. Список победителей конкурса переводов и подробную информацию о мероприятиях можно найти на странице кафедры истории культуры и в нашей группе «ВКонтакте».
Поклонники Шекспира,  – преподаватели, студенты, школьники и все любители поэзии и театра – стали активными участниками празднования юбилея. 23 апреля 2014 г. – в день рождения великого барда – кафедра истории культуры НГУ провела музыкально-поэтический вечер с участием университетских поэтов и музыкантов.

Программа цикла открытых лекций «Шекспир и его эпоха»:
• 17.03.2014, 17-45, ауд. 313 глав. корп.: «“Но тот, кто направляет мой корабль, уж поднял парус…”. Уильям Шекспир: судьба и творчество». Лектор: ст. преп. кафедры истории культуры НГУ Н.А. Пермякова.
• 24.03.2014, 17-45, к. 201а (АХЛ): «“Шекспировский вопрос”: версии и критика». Лектор: канд. ист. наук, доц. кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения НГПУ Е.А. Полиновская.
• 26.03.2013, 12-30, 201а (АХЛ): «Шекспир и Джон Донн». Лектор: д-р филос. наук, PhD, зав. кафедрой философии НГУЭУ, проф. кафедры древних литератур и литературного источниковедения НГУ О.А. Донских.
• 29.03.2014, 14-15, ауд. 119а: лекция-концерт «Шекспир в меняющемся мире. Бетховен и Шекспир». Лектор: ст. преп. кафедры истории культуры НГУ М.А. Тимофеева.
• 04.04.2014, 10-45, ауд. 119а: «Символы власти в елизаветинскую эпоху». Лектор: канд. культурологии, PhD, доц. кафедры философии НГУЭУ Н.И. Макарова.
Дата уточняется: «Шекспириана в музыке XX века. Шекспир в авангардистской музыке. Шекспир в популярной музыке». Лектор: ст. преп. кафедры истории культуры НГУ Е.С. Гусева.
• 10.04.2014, 16-00, ауд. 417 глав. корп.: «Шекспировские реминисценции в зарубежной литературе ХХ века». Лектор: ст. преп. кафедры истории культуры НГУ Н.А. Пермякова.
• 16.04.2014, 16-00, ауд. 230 лаб. корп.: «Шекспир в иллюстрациях от XVII века до модерна». Лектор: зав. кафедрой истории культуры НГУ, канд. филол. наук Н.Ю. Бартош.

Шекспировский кинолекторий (апрель 2014 г.) – показы фильмов по произведениям Шекспира – провел Алексей Геннадьевич Кожемякин, кинокритик, член Союза кинематографистов РФ. Запланировано четыре показа на :
Подробности на странице Дней Шекспира в НГУ «ВКонтакте»

02.12.2013. Открытая лекция Н.Л. Паниной «Викторианская сказка и викторианские сказочники: от XIX века к современности» (видео)

26.11.-11.12.2013. Фестиваль «Перекрёстки искусств»

10.10.2013. Доклад Н.Ю. Бартош «Данте и русская культура ХХ века» (Centro Dantesco, г. Равенна, Италия)

06-18.10.2013. Участие преподавателей кафедры в Дантовских чтениях (Департамент Культурного Наследия и Centro Dantesco, г. Равенна, Италия)

07.09.2013. Выступление Н.Ю. Бартош на Конгрессе выпускников НГУ: «Воспитание интеллектуальной элиты в НГУ через искусство»

04.09.2013. Славянский мир: исторические метаморфозы и культурные константы (круглый стол)

4 сентября 2013 г., 16.00, ауд. 317 гл. корпуса НГУ состоялась встреча ученых-гуманитариев, обсудивших за круглым столом проблемы славянской культуры в историческом и современном контексте. Для обсуждения были выдвинуты следующие вопросы:
1. Существовало ли когда-либо цивилизационное единство славянского мира? Возможно ли оно в будущем? Что больше всего способствует сближению, а что – отдалению славянских народов?
2. Кирилло-мефодиевская традиция у западных, южных и восточных славян: общее и особенное. Кирилло-мефодиевское наследие в восточной и западной частях pax christiana.
3. Этническое и конфессиональное в славянском мире: границы разделения или грани многообразия?
4. Панславистский проект в XIX – XX вв.: идеологическая мечта или политическая прагматика? Есть ли у панславизма не только прошлое, но и будущее?
5. Славянские культуры в эпоху постмодерна. Традиционная аксиология перед вызовами современного мира: трансформация или инкультурация?
6. Русская эмиграция первой волны в славянских странах: состоялся ли культурный диалог?

Ведущий круглого стола: Панин Леонид Григорьевич, д. филол. н., зав. кафедрой древних языков ГФ НГУ, декан ГФ НГУ.
Участники круглого стола:
Стоянов Пламен, Генеральный консул Республики Болгария в Новосибирске,
Гланц Томаш, dr. habil., профессор Гумбольдтовского университета (Берлин),
Бартош Наталья Юрьевна, к. филол. н., зав. кафедрой истории культуры ГФ НГУ,
Дергачева-Скоп Елена Ивановна, д. филол. н., зав. кафедрой древних литератур и литературного источниковедения ГФ НГУ,
Долгушин Дмитрий Владимирович, к. филол. н., доцент НГУ,
Дубровин Сергей Михайлович, директор Новосибирского государственного художественного музея,
Журавлев Вадим Викторович, к. и. н., доцент НГУ,
Кладова Ирина Петровна, к. искусствоведения, доцент НГК им. М.И. Глинки,
Косенкова Ирина Леонидовна, старший научный сотрудник НГХМ, главный методист музея;
Одиноков Виктор Георгиевич , д-р филол. наук, проф., член-корр. РАО, профессор кафедры литературы XIX-XX веков
Проскурина Елена Николаевна, д. филол. н., вед. научный сотрудник Института филологии СО РАН,
Силантьев Игорь Витальевич, д. филол. н., директор Института филологии СО РАН,
Синякова Людмила Николаевна, д. филол. н., зав. кафедрой литературы XIX-XX вв. ГФ НГУ,
Шатин Юрий Васильевич, д. филол. н., гл. научный сотрудник Института филологии СО РАН,
Штуден Лев Леонидович, д. культурологии, профессор НГУЭУ,
Щеглова Ольга Георгиевна, к. филол. н., зам. декана ГФ НГУ
и другие.

Фото: Н. Цыбуля

Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Славянский мир

02-05.09.2013. Роман Якобсон и русский формализм 1920-х гг. (спецкурс Томаша Гланца)

Известный чешский филолог-славист Томаш Гланц, руководитель исследовательского центра сравнительной поэтики Карлова университета (Прага), научный сотрудник Исследовательского центра Восточной Европы Бременского университета, приглашенный профессор Гумбольдтовского университета (Берлин), член редакционных коллегий и советов ряда международных изданий, в том числе журналов «Новое литературное обозрение» (Москва) и «Česká Literatura» (Прага) прочитал для студентов-филологов спецкурс «Роман Якобсон и русский формализм 1920-х гг.»

Фото: Н. Цыбуля

Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Спецкурс Гланца

16.04.2013. Весна света. Музыка Сергея Рахманинова и картины русских художников (открытая лекция-концерт)

На АХЛ Научной библиотеки НГУ состоялась открытая лекция-концерт «Весна света. Музыка Сергея Рахманинова и картины русских художников» – совместный проект Натальи Юрьевны Бартош, зав. кафедрой истории культуры гуманитарного факультета НГУ, и Марии Александровны Тимофеевой, старшего преподавателя кафедры истории культуры.
Лекция была посвящена традиции восприятия весны и света в русском искусстве. В русской иконописной и живописной традиции свет всегда играл особую роль, а особенно – весенний свет, свет весеннего озарения. Н.Ю. Бартош и М.А. Тимофеева показали, как воспринималась «весна света» (это выражение принадлежит М. Пришвину) в русской традиции.
Н.Ю. Бартош рассказала об образах весны в русском искусстве второй половины XIX – начала XX в. Были показаны картины В.Н. Бакшеева («Голубая весна»), А.К. Саврасова («Весна на большой реке», «Весенний день»), И. Левитана («Весна. Большая вода»), К.А. Коровина («Весна»), И. Грабаря («Март»), М.В. Нестерова («Великий постриг», «Отцы-пустынники и жены непорочны»), С.Ю. Жуковского («Старая усадьба», «Ранняя весна», «Радостный май»), К.Ф. Юона («Мартовское солнце», «Купола и ласточки») и многих других.
М.А. Тимофеева продолжила тему света и весны. В исполнении Марии Александровны прозвучала музыка С. Рахманинова, одного из самых светлых, «светоносных» композиторов: фрагменты этюдов-картин, Второго концерта для фортепиано с оркестром до-минор, музыкального момента до-мажор, прелюдии соль-мажор. Мария Александровна перемежала игру на фортепиано с увлекательным рассказом о жизни и творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.
В итоге получилось органичное сочетание русского весеннего пейзажа и музыки Рахманинова.
В завершение лекции в исполнении Н.Ю. Бартош прозвучали стихотворения А.А. Фета «Еще весны душистой нега / К нам не успела низойти…» и «Я ждал. Невестою-царицей / Опять на землю ты сошла…»
Лекция вызвала большой интерес и внимание публики, присутствовало много студентов и сотрудников НГУ.
Полный фоторепортаж с открытой лекции «Весна света» на сайте Научной библиотеки НГУ.
Это не первый опыт своеобразного «вызывания» весны. Так, 18 марта 2011 г. Н.Ю. Бартош и М.А. Тимофеева устроили открытую лекцию «”Еще весны душистой нега к нам не успела низойти…” Тема весны в русском искусстве и музыке». Звучали стихи А. Фета, Ф. Тютчева, Я. Полонского. Наталья Юрьевна рассказывала про весенние полотна А. Саврасова, И. Левитана, А. Венецианова. Мария Александровна пригласила вокалистку, в ее исполнении звучали романсы Чайковского и рахманиновская «Сирень».

Текст: Н.А. Борзенкова

«Весна света. Музыка Сергея Рахманинова и картины русских художников»

Для просмотра фотоальбома нажмите на картинку

Фотоальбом Весна света

19.01.2013. Лекция доцента кафедры истории культуры к. ф.н. Д.В. Долгушина «Искусство немецкого романтизма» в Новосибирским государственном художественном музее

01–25.12.2012. Воспоминание о прекрасной эпохе. К 100-летию стиля модерн (культурно-просветительский проект)

«Воспоминание о прекрасной эпохе» – это совместный культурно-просветительский проект кафедры истории культуры НГУ и картинной галереи ДУ СО РАН при технической поддержке Burues Art Siberia, Llc.
Проект состоит из цикла лекций, посвященных истории формирования и функционирования стиля модерн в Европе и в России, и выставки репродукций одного из самых ярких художников европейского модерна – Густава Климта.

Лекционный цикл, посвященный стилю модерн, состоит из 3-х частей:
01.12.1012. Первая лекция «Предыстория стиля»: немецкий мифологизм (Р. Вагнер, Ф. Ницше), английский эстетизм (Дж. Рескин, Данте Г. Россетти, У. Моррис и Э. Берн-Джонс), французский символизм (Г. Малларме, Г. Моро, О. Редон). Жизнь и творчество О. Уайльда в контексте мифологии модерна. Клод Дебюсси и эпоха fin de siècle.

08.12.2012. Вторая лекция «Национальные течения и школы»: Франция (архитектура: Гектор Гимар; живопись: Виктор Пруве, Альфонс Муха, Анри де Тулуз-Лотрек; школа Нанси, ювелирные украшения: Рене Лалик, Люсьен Геллар, Жорж Фук; литература Ар Нуво); Бельгия (Анри ван де Вельде, Виктор Орта, Фернанд Кнопф); Германия – югендштиль (Август Эндель, Герман Обрист, Рихард Римершмид, Франц фон Штук; Дармштадтская колония художников); Австрия – Сецессион. (Отто Вагнер и Густав Климт). Климт и музыка. Бетховенский фриз Густава Климта.

15.12.2012. Третья, заключительная лекция, посвященная модерну в России: философские идеи Вл. Соловьева. Абрамцевский кружок. Храмостроительство модерна (Владимирский собор в Киеве; В. Поленов, А. Щусев, С. Вашков). Концепция красоты в русском модерне. Творчество В. Серова и М. Врубеля. Врубель и музыка.

Лекции читает заведующая кафедрой истории культуры НГУ канд. филол. н. Наталья Юрьевна Бартош. Кроме обзора литературы и искусства модерна, проект предполагает затронуть и музыкальную культуру эпохи. Внутри каждой лекции небольшой блок, посвященный наиболее интересным композиторам эпохи или музыкальным произведениям, связанным с знаковыми произведениями стиля модерн (Бетховенский фриз Густава Климта и 9-ая симфония Л.В. Бетховена). Таким образом, музыкальный образ стиля модерн (прозвучат произведения в исполнении преп. кафедры истории культуры Марии Александровны Тимофеевой) станет важным дополнением лекций с большим количеством иллюстративного материала (архитектура, живопись, графика, а также ювелирные произведения, вышивки, гобелены, фарфор, предметы мебели) и будет способствовать созданию целостного облика эпохи.

Выставка репродукций Густавка Климта проходит в малом зале ДУ до 25 декабря.

 

 

 

 

 

03-06.12.2012. Спецкурс Йордана Люцканова (Институт литературы Болгарской академии наук) «Восток, Греция и Рим в контексте русского “Серебряного века”»

06.11.2012. Линия движения (презентация творческой и педагогической (просветительской) деятельности кафедры истории культуры ГФ НГУ)

6 ноября 2012 г. в 17.00 кафедра истории культуры пригласила студентов, преподавателей и сотрудников НГУ на музыкальную встречу в Арт-салоне Дома Ученых СО РАН (читальный зал).
Музыкальная встреча «Линия движения» была задумана как презентация творческой и педагогической (просветительской) деятельности кафедры истории культуры ГФ НГУ. Вечер был посвящен открытию выставки графики преподавателя кафедры истории культуры Нины Леонидовны Паниной и открытию студенческого «Клуба любителей классической музыки» под руководством преподавателя кафедры истории культуры Марии Александровны Тимофеевой.
В арт-гостиной Дома Ученых собрались друзья художника, коллеги  – сотрудники кафедры истории культуры, студенты, руководители НГУ и Гуманитарного факультета,  50-летию которого посвящена выставка. В адрес Нины Леонидовны прозвучало много теплых слов, ее искусство очаровывает с первого взгляда. Недаром у нее уже состоялось около 50 выставок, художником проиллюстрированы издания, многие коллективы заказывают Нине дизайн своих афиш.
После открытия все гости прошли на музыкальную встречу  «Клуба любителей классической музыки НГУ» под руководством М.А. Тимофеевой
Название этого совместного выступления музыки и графики, «Линия движения», отсылает к идее мелодии – движения как музыкального, так и графического. Линия бегущая, струящаяся – это зримое воплощение мелодии, музыка рисунка. Графика является наиболее «линейным» из всех статических изобразительны искусств, она предоставляет самый разнообразный набор художественных средств для упорядоченного движения формы. Графическая форма у Нины Леонидовны Паниной бесконечно дробится, прорастает, но при этом группируется вокруг несущей линии. Здесь можно провести аналогию с произведением музыкальным, в котором мелодия выступает основой для сопряжения самых разнообразных композиционных форм.
Выставка Н.Л. Паниной «Линия движения» проходила в Арт-салоне ДУ СО РАН в течение двух недель с 6 по 17 ноября 2012 г. Выставку посетило большое количество студентов, школьников и прочих жителей Академгородка.

Фоторепортаж об открытии выставки на сайте ДУ

Фото: И.В. Бич

Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Линия движения

30.10.2012. Творческая встреча с композитором Ильей Ильдеркиным

23.10.2012. Вечер поэзии и романсов: к 120-летию Марины Цветаевой

21.09.2012. Круглый стол «Ценностные ориентиры русской культуры»

Сентябрь 2012. Спецкурс профессора М.А. Банкул (Швейцария) «Русская идея (русские философы и писатели о России)»

Январь 2012. Международный семинар во Флоренции, посвященный творчеству Ф.М. Достоевского: «Достоевский –  образ мира и человека»

20.12.2011-29.01.2012. Выставка алтарного образа «Маэста» в ДУ Академгородка

Итальянская Богородица в Академгородке (российско-итальянский культурно-просветительский проект)

С 20 декабря 2011 г. по 29 января 2012 г. в Доме учёных Академгородка проходила выставка реконструированного алтарного образа «Маэста» (итал. maesta величание) в рамках российско-итальянского культурного проекта. Во время работы выставки проводились экскурсии для студентов, школьников и взрослых, были прочитаны лекция по искусству Дуччо и сиенской школе изобразительного искусства, а также большая просветительская лекция об образах Рождества. Цикл лекций и экскурсий проводила куратор проекта Наталья Бартош, зав.кафедрой истории культуры НГУ.

Алтарный образ «Маэста»:
Алтарный образ «Маэста» был создан в 1308–1311 годах одним из крупнейших художников итальянского средневековья Дуччо ди Буонинсенья специально для Сиенского собора. Это произведение — гигантский двусторонний полиптих. На лицевой стороне в середине изображены Богоматерь с Младенцем на руках, окруженные ангелами и святыми. На ступенях престола Богоматери надпись: «…Пресвятая Богородица, будь источником мира в Сиене и даруй долгую жизнь Дуччо, который так Тебя написал».
Оборотная сторона полиптиха полностью посвящена Иисусу Христу. На двадцати шести клеймах изображен цикл Страстей Господних, Его смерти и Воскресения. Десять клейм нижнего ряда раскрывают евангельские события: искушение Христа Сатаной, призвание Петра и Андрея, встречу с самаритянкой, исцеление слепого, Преображение Господне, воскрешение Лазаря.
Дуччо ди Буонинсенья потратил около четырёх лет на создание этого шедевра. День, когда образ крестным ходом перевезли из мастерской художника в собор, был объявлен выходным, и праздничная толпа горожан ликовала, завидев его издали. К сожалению, этот шедевр не сохранился до наших дней в своём первозданном виде. В 1771 году он был полностью разобран и распилен, причем лицевые и оборотные стороны были разделены между собой. И только в 1878 году преданные забвению и валявшиеся на складе доски «Маэста» попытались воссоздать в первоначальную структуру. Заново обретенный шедевр был выставлен в конце XIX века в музее при соборе Опера дель Дуомо.
На сегодняшнее время пять клейм (частей иконы) навсегда утеряны. Оставшиеся хранятся в разных музеях мира. Например, «Благовещение», «Исцеление слепого» и «Преображение» — в лондонской Национальной галерее. Фрагменты «Пророк Исайя», «Рождество», «Пророк Иезекииль» и «Призвание апостолов Петра и Андрея» — в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Клеймо «Искушение Христа» хранится в Нью-Йорке, «Христос и самаритянка» — в Мадриде, «Воскрешение Лазаря» — в Форт-Уорте. Фотореконструкция позволяет хотя бы частично восстановить великолепный алтарный образ, ведь искусствоведы разных стран мира считают «Маэста» Дуччо ярким воплощением христианских идей о мире и синтезом искусства всего христианского средневековья.

Ирина Бич, искусствовед ДУ СО РАН

По материалам сайта газеты «Наука в Сибири»

Мероприятия в рамках проекта:
Торжественное открытие выставки состоялось 23 декабря 2011 г. в читальном зале Дома ученых. В преддверии рождественских праздников открытие выставки, которая будет проходить до 29 января, посетили руководители НГУ.
Вступительное слово произнес проректор университета Михаил Михайлович Лаврентьев: «Замечательно, что в канун Рождества мы обратились к итальянской культуре, ведь Италия – колыбель европейского культурного наследия и мощный оплот христианства. К тому же, это является логичным завершением года Италии в России. Мы рады, что инициатором такого важного события в жизни Академгородка стали университет и кафедра истории культуры. В наше время, когда многие традиции забываются, особенно важным становится обратить внимание на истоки нашей цивилизации. В этом смысле Италия и в частности Сиена – этот исток».
Декан гуманитарного факультета Леонид Григорьевич Панин подчеркнул, что кафедра истории культуры, в лице заведующей – Натальи Юрьевны Бартош, верно понимает свою миссию. Помимо учебных курсов стали проводиться мероприятия, направленные именно на культурное воспитание и расширение кругозора не только студентов НГУ, но и всех жителей Академгородка.
Нижний ряд икон, из которых состоит алтарь, находится в галерее в Вашингтоне, Верхний – в Лондоне, центральная часть, на которой изображена Богородица с младенцем украшает собор в Сиене. Но посмотреть на полиптих целиком можно только в репродукции. Копия была выполнена итальянцами по инициативе международного культурного центра Максора и впервые показана в 2005 году в Риме. В этом году алтарь успел побывать в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Новосибирске. В Новосибирск он был привезен летом и выставлялся в картинной галерее.
«Были ужасно сложные и долгие переговоры, мы звонили в Москву, звонили в Италию, чтобы задержать алтарь. И, благодаря стараниям Натальи Владимировны Дулеповой, у нас все-таки получилось привезти репродукцию в Академгородок, – делится впечатлениями Наталья Юрьевна. – Еще хочется выразить огромную благодарность Юрию Ивановичу Кохану, с его помощью был создан остов, на котором и держится алтарь. За два дня до начала выставки мы с ним вместе клеили иконы, сбивали доски».
На открытии выступила Бернардетта Пазолини – преподаватель итальянского языка в НГУ и представитель итальянской диаспоры в Академгородке: «Когда Данте писал третью часть «Божественной комедии», Джотто писал свои фрески, и именно тогда Дуччо создавал этот алтарь в Сиене. Три этих произведения являются вершиной средневековой культуры, которые объединили наследие античности и новизну христианства. Особое значение имеет то, что выставка проходит именно сейчас, перед Рождеством. В «Божественной комедии» Данте говорит о Богородице: «Ты живой источник надежды». В преддверии Нового года, светлый образ Богородицы является наилучшей духовной пищей и пожеланием для всех собравшихся».
«Всем известно платоновское высказывание о том, что искусство – это тень теней, – говорит Наталья Юрьевна Бартош, – в некотором смысле этот алтарь – тень тени теней. Перед нами лишь копия одного из величайших произведений мирового искусства. Но даже эта копия отвечает высшему замыслу красоты, “свет неомраченный” – так называет Богородицу Данте».
В течение января 2012 г. на выставке побывали многие студенты НГУ, а также выставку смог посетить любой желающий.

Татьяна Новикова

По материалам сайта НГУ

Маэста: впечатления зрителей

Итальянская Богородица в Академгородке

В читальном зале Дома ученых проходит выставка, центральным экспонатом которой является двусторонний полиптих с изображением Богородицы, выполненный в жанре маэста. Это реконструкция алтарного образа Сиенского собора работы итальянского художника ХIV века Дуччо ди Буонинсенья.
Ученики 3 класса посетили 25 января читальный зал Дома ученых. Беседу с нами провела Наталья Юрьевна Бартош, заведующая кафедрой истории культуры гуманитарного факультета.
В главном произведении Дуччо — алтарном образе сиенского собора «Маэста» с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и «Страстей Христовых» на оборотной стороне (1308—1311, основная часть полиптиха — в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы. По рисунку Дуччо в 1288 был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.

НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

“Мы сходили на выставку в дом ученых. Когда я шла туда, то думала, что будет скучно, а на самом деле там было прекрасно. Там был громадная икона, где было все: город Сиена, красивые замки и храмы, статуи, удивительные образы ангелов, святых и прекрасная Богородица” (Динара, Никита Р.)
“Понравились фотографии города” (Олег П., Илья, Никита П.)
“Запомнили рассказ о символизме в иконах. Мы узнали, что пальмовая веточка может быть символом смерти” (Аня, Анфиса), “сандалии – символ греха” (Никита Р.). “После рассказа Натальи Юрьевны я многие иконы смогла «перевести»” (Маша Ш.)
“Потрясло, что этот иконостас распилили. Как хорошо, что его впоследствии восстановили!” (Анфиса, Данил Б.)
“Мы узнали много новых слов, например МАЭСТА, СТИГМАТЫ, МАФОРИЙ, новое значение слова СИМВОЛ” (Маша Ш., Денис М.)

Многие дети впервые соприкоснулись со Cвященной историей. Вот что они запомнили:
“Смерть- это не конец жизни, а только начало” (Юля),
“Рассказ о жизни Богородицы , Богородица печальная, потому что она знала, что сына придется отдать на спасение мира” (Наташа, Илья),
“Меня удивило, что до распятия Христа не было рая” (Динара),
“Потрясла икона «Выход праведников из ада»” (Олег П.)
“Ужаснулся, когда рассказывали про икону «Избиение младенцев», она была страшной. Я чуть не заплакал” (Олег П., Алик, Игорь, Данил Б.)
“Рассказ о жизни Христа, его страдания и воскресение” (Олег И., Данила М.), “узнал, что Христа распяли, рядом с ним двух разбойников” (Игорь)
“Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, пытаясь смыть с них грехи” (Артем)
“Мне очень понравилось, как нам рассказывала учительница из университета Наталья Юрьевна” (Толя, Аня)
“Во время экскурсии я вспоминала некоторые фрагменты того, что нам рассказывали в школе” (Маша Ш.).
“Я смотрела на картины и думала, что когда я здесь еще не была, я все представляла по-другому” (Наташа).
“Люди на иконах молятся Богу и становятся чище, забывают плохие слова” (Митя)

Выставка алтарного образа Маэста в Доме учёных

Фото: Е. Унгур

Для просмотра фотоальбома нажмите на картинку

Выставка Маэста

15.09.2011. Образ человека и связанная с ним картина мира (круглый стол)

15 сентября 2011 г. в 14.15 в ауд. 317 г.к. НГУ состоялось заседание круглого стола «Образ человека и связанная с ним картина мира», в рамках которого были следующие вопросы:
* Человек в классическую, неклассическую и постнеклассическую эпохи: проблема самоидентификации.
* Мироощущение или мировоззрение? Человек в русской классической литературе.
* Образ человека в русской литературе 19-20 вв. Этика поступка. Этика идеи. Проблема диалога с миром.
Ведущая круглого стола: зав. кафедрой литературы XIX-ХХ вв. д-р филол. н. Л.Н. Синякова. В круглом столе приняли участие: декан ГФ, д-р филол. н. профессор Л.Г. Панин, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского, д-р филол. н. профессор Т.А. Касаткина (ИМЛИ РАН), зав. кафедрой истории культуры к. филол. н. Н.Ю. Бартош, , д-р филол. н. профессор И.В. Силантьев (ИФ СОРАН), д-р филос. н., профессор О.А. Донских (НГУ–НГАЭУ), д-р культурологии профессор Л.Л. Штуден (НГАЭУ), преподаватели и студенты НГУ.
Т.А. Касаткина также прочитала для студентов НГУ цикл лекций, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского.
Справка: Татьяна Александровна Касаткина — философ, литературовед, культуролог, религиовед, писатель. Специалист в области теории культуры, теории литературы, философии, религиоведения, творчества Ф.М. Достоевского, русской литературы XIX—XXI вв.; председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН; член Международного общества Ф.М. Достоевского (International Dostoevsky Society), член правления Российского общества Ф.М. Достоевского, член редакционного совета альманаха «Достоевский и мировая культура», член редколлегии ежегодника «Достоевский и современность», член редколлегии Международного общества Достоевского «Dostoevsky Monograph». Автор 5 монографий, более 200 научных статей, редактор многих сборников работ отечественных и зарубежных ученых.

Фото: Н.А. Пермякова

Для просмотра фотоальбома нажмите на фотографию

Визит Т.А. Касаткиной