Результаты работы кафедры языков и фольклора народов Сибири Новосибирского государственного университета и ее выпускники

Широбокова Н. Н., Мальцева А. А.
( по материалам Международной научно-практической конференции
«Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов
Российской Федерации», НГУ, 25-27 марта 2010 г.).

Подготовка студентов по языкам народов Сибири в НГУ началась в 1962 г. на базе кафедры общего языкознания. У истоков сибиреведческого направления стояли первый декан гуманитарного факультета чл.-корр. АН СССР В. А. Аврорин, известный исследователь фольклора Е. П. Лебедева и профессор Е. И. Убрятова. Важную роль в развитии лингвистических исследований по языкам Сибири в Новосибирске сыграли А. И. Сайнахова, А. И. Кузьмина, Л. М. Бродская, В. М. Наделяев.

Состоялось 5 наборов в специализированные группы: эвенкийскую (дважды), якутскую, мансийскую, селькупскую. 7 выпускников НГУ тех лет стали докторами филологических наук. Среди них Н. Н. Широбокова, Б. В. Болдырев – ныне заведующие секторами Института филологии СО РАН, И. Я. Селютина – заведующий лабораторией экспериментально-фонетических исследований Института филологии СО РАН, Л. М. Горелова – ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (г. Москва), А. М. Певнов – ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург) и др.

М.И.Черемисина и ее ученики

В 1970–1980-е гг. специализация по языкам Сибири проводилась индивидуально, дополнительно к специальности филолога-русиста, через спецкурсы, курсовые и дипломные работы, а затем через аспирантуру. Около 50 кандидатов наук воспитала профессор кафедры общего языкознания д. филол. н. М. И. Черемисина. 3 из них защитили докторские диссертации по языкам народов Сибири: Е. К. Скрибник, профессор кафедры уралистики и финно-угристики Мюнхенского университета; Л. А. Шамина и Н. Б. Кошкарева – главные научные сотрудники Сектора языков народов Сибири Института филологии СО РАН.

Кафедра языков и фольклора народов Сибири НГУ была образована в 1991 г. по инициативе д. филол. н. М. И. Черемисиной и д. и. н. Н. А. Алексеева. Ее первым заведующим стала М. И. Черемисина, в настоящее время кафедрой руководит Н. Н. Широбокова.

Студенты первого набора кафедры (1991-1995 гг.). Стоят (слева направо): Маркитанов Ы., Ойноткинова Н., Толмашева О., Котожекова З., Ачимова А., Козырев Т. Сидят (слева направо): Сагаан Н., Чадаева А., Николина Е., Нас-Сюрюн А., Ондар Ч.

Зачем было создавать такую кафедру при наличии учебных и исследовательских кафедр в региональных университетах в большинстве тюркоязычных республик? Дело в том, что ко времени появления кафедры назрела необходимость создания нового поколения академических грамматик практически для всех сибирских языков. Самые «молодые» грамматики были написаны в 1960-е гг., их авторы, как правило, прошли научную подготовку в научных центрах Москвы и Ленинграда. Поколение национальной интеллигенции, в том числе лингвисты, работавшие в 1990-е гг., были подготовлены в региональных университетах, и их образование имело другую направленность: они были ориентированы в первую очередь на преподавание. Поэтому возникла необходимость подготовить специалистов в рамках академической научной школы, чтобы ставить перед ними задачу написания новых академических грамматик в национальных лингвистических центрах, в русле современных направлений лингвистики.

За короткое время сотрудниками кафедры под руководством д. филол. н. Н. Н. Широбоковой был разработан полный курс лекционных и практических занятий тюркологического цикла дисциплин, подготовлены учебные и методические пособия, сформирован набор обязательных спецкурсов.

Первоначально набор студентов проводился только из вузов Сибири, где велась подготовка студентов-тюркологов. Первый год студенты получали стипендии от направивших их учебных заведений. В дальнейшем набор стал осуществляться через систему приемных экзаменов по льготному конкурсу.

Подготовка к льготному набору студентов обеспечивается специальной кампанией: рассылка информационных писем в территориальные органы местной власти и в образовательные учреждения с приглашением к сотрудничеству; переговоры с руководителями национальных административных единиц, руководителями национальных университетов, заведующими профильными кафедрами.

Процедура льготного набора осуществляется путем поиска и индивидуального отбора среди учащихся, заканчивающих национальные школы-интернаты или сельские школы в национальных республиках, а также путем собеседования со студентами национальных вузов, заканчивающими первый курс. Поскольку при отборе ориентиром является уровень владения родным языком, а он лучше всего сохраняется в традиционной среде, то приоритет при зачислении отдается жителям сельских и отдаленных районов Сибири, которым сложно пройти через общий конкурс.

Олимпиада по языкам народов Сибири

В течение трех лет, с 2004 по 2006 гг., серьезную помощь в отборе талантливых школьников оказывала Олимпиада по языкам народов Сибири, осуществлявшаяся по проекту НГУ «Расширение возможностей коренных народов Сибири в получении образования высокого уровня». Победители заочного тура Олимпиады приглашались в Академгородок и принимали участие в очном туре, целью которого было выяснение способностей лучших школьников к получению новых знаний по лингвистике. Победители Олимпиады получали возможность поступления в НГУ без экзаменов. 4 победителя и участника Олимпиады 2004 г. в прошлом году закончили обучение на тюркологическом отделении НГУ, двое из победителей Олимпиады 2005 г. и один победитель Олимпиады 2006 г. в настоящее время обучаются на 4-м курсе.

К сожалению, в текущем проекте НГУ «Обеспечение доступа к локальным культурам Сибири и Дальнего Востока» межрегиональный очный тур Олимпиады по языкам Сибири не предусмотрен.

Студенты на лекции

К уровню подготовки студентов-тюркологов предъявляются те же высокие требования, что и к студентам-русистам. Все теоретические и общеобразовательные предметы они слушают вместе, в совместных группах проводятся семинары, что способствует расширению лингвистического кругозора не только студентов-тюркологов, но и студентов-русистов. Совместное обучение тюркологов и русистов – один из способов адаптации студентов к жизни в полиэтничной среде, который способствует развитию взаимного интереса и толерантности представителей разных культур.

С первых курсов студенты активно включаются в решение важных научных задач: им даются темы курсовых и дипломных проектов по актуальным проблемам современной лингвистики, они участвуют в конференциях, выступают в докладами на семинарах, в составе экспедиционных отрядов Института филологии СО РАН проводят полевые исследования в местах компактного проживания носителей языков Сибири и Дальнего Востока. Все это способствует закреплению навыков научной работы, практическому применению изученных методов лингвистических исследований и адаптации к научной деятельности, направленной на благо их этносов.

Лингвистические экспедиции

Защита дипломной работы

С момента организации кафедры состоялось 7 выпусков. Дипломы о высшем образовании получили 53 человека, представители таких коренных народов Сибири и сопредельных регионов, как алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, сибирские татары, казахи, а также представители малочисленных народов, говорящих на языках, включенных в Красную книгу языков РФ, – чалканцы и теленгиты. Под научным руководством д. филол. н. М. И. Черемисиной осуществили свои дипломные проекты 16 студентов, д. филол. н. Н. Н. Широбоковой – 12, д. филол. н. Е. Н. Кузьминой – 7, д. филол. н. И. Я. Селютиной – 4, к. филол. н. Н. Р. Ойноткиновой – 3, под руководством д. филол. н. Л. А. Шаминой, к. филол. н. О. Ю. Шагдуровой, к. филол. н. А. Р. Тазрановой, к. филол. н. А. А. Озоновой и к. филол. н. Н. С. Уртегешева выполнены по 2 дипломные работы, к. филол. н. А. А. Мальцева руководила одной дипломной работой.

Выпуск 2007

Надо отметить, что индивидуальная специализация по уральским и палеоазиатским языкам Сибири продолжала осуществляться и среди студентов-русистов на кафедре общего и русского языкознания. За тот же период дипломы по сибирским языкам защитили 12 человек, 10 из них – под руководством д. филол. н. Н. Б. Кошкаревой.

Более 50% выпускников кафедры языков и фольклора народов Сибири

Выпуск 2009

по окончании НГУ поступают в аспирантуру НГУ или Института филологии СО РАН.

Образовательный уровень выпускников повышается не только в аспирантуре, но и в зарубежных поездках на конференции и стажировках разного типа: в Европейском университете в Будапеште, в разных городах Германии по стипендии Немецкой службы академических обменов (такую стажировку прошли 6 человек) и межвузовским обменам между НГУ и университетами Ольденбурга, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена. Это позволяет студентам и аспирантам включиться в международное научное сообщество, расширяет научные и личные контакты, позволяет увидеть себя и проблемы культуры своего народа на широком международном фоне.

Навыки научной работы, сформированные во время обучения в НГУ, позволяют выпускникам кафедры языков и фольклора народов Сибири НГУ успешно завершить обучение в аспирантуре и защитить диссертации в срок.

Защита кандидатской диссертации А. Я. Салчак (2005 г.)

Защиты диссертаций проводятся в диссертационном совете при Институте филологии СО РАН, в котором с 1991  по 1999 гг.  принимались к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности «Языки народов Российской Федерации», с 2002 г. по настоящее время – по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание». С 2003 г. Диссертационный совет при Институте филологии СО РАН приобрел статус докторского.

За время работы Совета в нем защищено 66 кандидатских диссертаций, в том числе 30 диссертаций по сибирским языкам – выпускниками НГУ; 5 докторских диссертаций, в том числе выпускниками НГУ – 3.

Из 53 выпускников отделения тюркологии кандидатами наук стало 22 человека. Их диссертационные исследования являются серьезным, подлинно научным вкладом, восполняющим многочисленные пробелы в лингвистических описаниях их родных языков и подготавливающим базу для создания новых академических грамматик. Многие из выпускников аспирантуры стали авторами монографий, учебников для вузов и школы, разговорников и самоучителей.

Научные труды выпускников кафедры

Исследования выпускников кафедры, посвященные тюркским языкам, позволили выявить ареальные черты и связать их со сходными явлениями в енисейских и самодийских языках, тем самым указав на наличие древних связей между сибирскими этносами. Ярким примером в области фонетики является обширная зона распространения такого явления, как фарингализация.

С другой стороны, в сибирских тюркских языках установлено такое специфическое явление, как минимальное фоническое отстояние между гласными разных сингармонических рядов. В лингвистике существует устоявшееся представление о том, что гласные фонемы стремятся к максимальному фоническому отстоянию для максимальной различимости. Однако оказалось, что в ряде сибирских языков этот постулат нарушается. В установлении этой закономерности участвовали наши выпускники А. А. Шалданова (алтай-кижи) и И. Д. Дамбыра (тувинский), написавшие кандидатские диссертации под руководством д. филол. н. И. Я.Селютиной.

Система гласных в онгудайском говоре алтайского языка (А. А. Шалданова)

Интересные наблюдения сделаны студентами и аспирантами кафедры в области лексики. В основном в лексике изучались лексико-семантические группы глаголов, и эти исследования были непосредственно связаны с синтаксисом и в дальнейшем использовались для модельного описания предложения, поскольку тип глагольной семантики во многом формирует модель предложения. В качестве примера можно назвать работы Н. Р. Ойноткиновой, Б. Б. Саналовой (научный руководитель – д филол. н. М. И. Черемисина), Т. А. Козырева, А. Я. Салчак, В. С. Барыс-хоо (научный руководитель – д филол. н. Н. Н. Широбокова).

В работе В. С. Барыс-хоо было доказано, что для тувинского языка в гораздо большей степени, чем для других тюркских языках, характерно наличие синтетических глаголов, в которых выражается одновременно движение и его цель или действие и его объект. По частотности такие глаголы напоминают ситуацию в тунгусских и палеоазиатских языках. Это ставит задачу дальнейшего исследования ареалов распространения подобной словообразовательной модели по Сибири.

Е. В. Тюнтешевой под руководством д филол. н. Н. Н. Широбоковой выполнено первое модельное описание тюркских соматических фразеологизмов, чрезвычайно распространенных в тюркских языках. Установлены существенные отличия в языковой картине мира тюрок и русских. Например, у русских при испуге душа уходит в пятки, а у тюрок вылетает через макушку, у русских бессердечный – злой, черствый человек, а у якутов он еще и ленивый, что показывает связь концепта сердце у тюрок с трудолюбием. Потерять сердце – потерять силу воли, оробеть, залениться.

В области грамматики, в работах А. А. Озоновой, А. Р. Тазрановой (научный руководитель – д филол. н. М. И. Черемисина) и Ч. С. Ондар (научный руководитель – д филол. н. Л. А. Шамина), достигнуто существенное продвижение в понимании сложной системы аналитических сказуемых, включающей в тюркских языках сотни конструкций. Работы по этой проблематике позволяют проследить переход аналитических форм сказуемого в новые аналитические, а в ряде случаев и синтетические, модальные, временные и аспектуально-временные формы. В таком количестве и с такой скоростью процессы вхождения аналитических конструкций в систему собственно грамматических форм происходит, кроме южносибирских языков, в ряде языков кыпчакской и уйгуро-карлукской групп. Все эти языки объединяет то, что они испытали процессы смешения с другими языками в относительно недавнем прошлом.

Исследование синтаксиса сложного и простого предложения позволило выявить универсальную систему отношений, выражаемых конструкциями тюркских и других языков Сибири, а также специфику каждой языковой семьи и отдельного языка по выражению этих отношений. Например, для тувинского языка в диссертации А. Б. Хертек (научный руководитель – к. филол. н. А. А. Мальцева) описана система значений локальных падежей, которые, как и в других языках, развивают вторичные предметные и обстоятельственные смыслы по универсальным законам метафорического переноса ситуации движения или местонахождения в другие сферы (интеллектуальную, социальную, психическую, эмоциональную).

Предметные значения дательного падежа в тувинском и хакасском языках. (А. Б. Хертек)

Студенты и аспиранты НГУ внесли свой вклад и в изучение фольклора народов Сибири. Под руководством д. филол. н. Е. Н. Кузьминой и к. филол. н. Н. Р. Ойноткиновой написаны дипломные работы по охотничьим, скотоводческим и свадебным обрядам, а также по детскому фольклору алтайцев, хакасов, сибирских татар.

По окончании аспирантуры и защиты диссертации большинство выпускников НГУ и целевых аспирантов из национальных вузов и НИИ возвращаются в свои регионы, где становятся ведущими специалистами: заведующими кафедр, руководителями отделов и лингвистических подразделений институтов, представителями властных структур, работниками средств массовой информации. Из 53 выпускников кафедры в научно-исследовательских институтах работают 13 человек (Институт филологии СО РАН, Институт алтаистики им. С. С. Суразакова, Хакасский НИИ языка, литературы и истории), в вузах Сибири (Тывинский государственный университет, Хакасский государственный университет) – 10 человек.

Выпускники НГУ, входя в сообщество национальной интеллигенции, реализуют на практике полученные знания, привносят в организацию научной деятельности в своих республиках академический стиль работы, предполагающий высокую требовательность к себе, доброжелательность, ответственность, способность самостоятельно ставить масштабные задачи и добиваться их реализации.

Таким образом, цель, которая изначально была поставлена при создании кафедры – воспитать новое поколение исследователей-тюркологов, может считаться осуществленной. Мы успешно готовим студентов, ставя перед ними конкретные научные задачи, предполагающие научные исследования. Беспокойство вызывает то, что в случае перехода НГУ на двухуровневую систему образования эта хорошо работающая система может разрушиться. В магистратуру по новым правилам попадают лишь единицы. Так, в 2009 году на все специальности гуманитарного факультета было выделено только 5 бюджетных мест. Бакалавриат готовит прежде всего грамотного исполнителя среднего звена. На прямой вопрос, куда пойдут выпускники-бакалавры, в Германии, мы получили ответ, что в стране не хватает чиновников с высшим образованием. В России ситуация иная: чиновничество всегда являлось привилегированной прослойкой общества, попасть в которую трудно. И, кроме того, подготовка чиновников – вне компетенции университетских кафедр, для этой категории специалистов нужны совершенно другие наборы дисциплин, иные, неакадемические, жизненные установки и приоритеты. Пока переход на новую систему вузовского обучения еще находится в стадии разработки, мы постараемся решить, как вписаться в эту систему и не поступиться своими принципами, не утратить, а преумножить достижения нескольких поколений сибиреведов.