Направления и специальности обучения на ГФ НГУ (бакалавриат)

46.03.01 История:

Дорогие абитуриенты!

Вы определились  в своих предпочтениях  -  получить качественное и современное   гуманитарное  образование?

Сделайте следующий шаг.

Ваш  возможный выбор –   историческое образование.

  • Почему в Новосибирском государственном университете?

Историческое образование в НГУ существует в формате классического университетского гуманитарного образования уже 50 лет и имеет свои традиции и динамику устойчивого развития. Подготовка  обеспечивается силами преподавателей трех базовых  кафедр (археологии и этнографии, отечественной истории и всеобщей истории), позволяющих осуществлять специализацию студентов  в рамках самого широкого спектра исторического знания. Небольшой набор студентов дает возможность для творческой и персональной работы преподавателей с каждым из них. Студент сам выбирает своего наставника.

  • Чему  учат на отделении истории?

Основа образования – классическая система знаний, формируемая базовыми дисциплинами – археология, этнография, отечественная и всеобщая история, – а также специальными курсами. Студенты слушают курсы лекций целого спектра разнообразных «отраслевых» историй – политической, военной, культурной, религиоведческой, экономической, демографической и др. Есть десятки специальных курсов по выбору.

Пространство профессиональной подготовки органически дополняется  инструментами интеллектуальной деятельности, такими как иностранные (европейские) языки, современные информационные технологии. Студенты проходят производственные практики в археологических экспедициях от Сахалина до Кавказа, в архивах и музеях,   приобретают навыки и опыт работы в  научных коллективах.

  • Кто обеспечивает историческое образование ?

Преподаватели высшей квалификации, уровень которых подтвержден необходимыми  степенями и званиями. Среди педагогов трех базовых кафедр  основу составляют не просто доценты и профессора, а активно и результативно действующие исследователи, совмещающие преподавательскую работу с работой в академических институтах СО РАН. Это дает возможность студентам знакомиться с проблемами и успехами исторической науки «из первых рук», самим обрести  шанс на интересную и творческую работу и реализовать свой потенциал, пройдя все ступени образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура).

  • Куда идут выпускники?

За этот период более тысячи выпускников получили историческое образование. Самые настойчивые в научном поиске и мотивированные студенты становятся частью элитного научно-образовательного сообщества, членами корпорации ученых-исследователей и преподавателей высшей школы. Это путь одной пятой  части  наших выпускников. Трое из пяти работают в сферах культуры и туризма (музеи, архивы, библиотеки, турфирмы), общего и дополнительного образования, в средствах массовой информации, в бизнесе. И еще один из пяти наших выпускников выбирает и реализует себя в управленческой сфере на государственной, муниципальной  службе, где растет ценность и востребованность  исторической аналитики.

Особый путь – самореализация на базе полученного в НГУ образования за рубежом. Среди выпускников – историков,  археологов, этнографов  есть и  те, кто продолжили образование и работают в зарубежных университетах Европы, Азии, Америки.

  • Вам дается шанс получить качественное образование и трансформировать его в  обладание  одной из гуманитарных профессий XXI века

 

41.03.03 Востоковедение и африканистика:

Современный мир характеризуется значительным ростом влияния стран Востока на общемировое развитие. Стратегические интересы России теснейшим образом связаны с развитием стран Востока, что диктуется ее геополитическим положением и актуализируется в соответствии с конкретной политикой западных государств. В условиях активизации научно-образовательных и деловых контактов со странами Дальнего Востока к настоящему времени в Сибири сложился крупнейший за Уралом востоковедческий центр, немалая заслуга в формировании которого принадлежит Гуманитарному факультету  НГУ, развивающему востоковедческое направление более 45 лет.
Отделение востоковедения располагает солидной учебно-материальной базой и высококвалифицированными кадрами преподавателей для подготовки профессионалов-востоковедов по историческому и филологическому направлениям: исследователей, преподавателей восточных языков и востоковедческих дисциплин, переводчиков, консультантов, специалистов по межкультурному общению. К несомненным преимуществам  обучения на отделении востоковедения относится его тесная связь  с Новосибирским научным центром и  творческое сотрудничество с профильными институтами СО РАН.
В настоящее время отделение востоковедения в рамках специальности «Востоковедение и африканистика» осуществляет переход на подготовку бакалавров (4 года) и магистров (2 года).
Учебная программа для востоковедов построена с учетом специализации по трем направлениям  – История стран Азии и Африки, Языки и литература стран Азии и Африки, Культура и искусство стран Азии и Африки, и включает много исторических, культурологических, лингвистических дисциплин: история, литература и культура стран Азии и Африки, источниковедение и историография истории Китая, Кореи и Японии, история отечественного востоковедения, этнологии Китая, Кореи и Японии, восточная поэтика, восточное языкознание, история письма, экономическая география, социальное и политическое устройство Китая, Кореи и Японии и множество разнообразных спецкурсов.
Основу востоковедного образования составляет профессиональное овладение восточным языком: китайским, корейским, японским. Кроме того, существует возможность изучения ряда языков на дополнительной основе: фарси, арабский, древнеегипетский. У студентов имеется также возможность профессионально изучить два восточных языка, например, китайский и японский, или китайский и корейский.
Для занятий разговорным языком приглашаются преподаватели-носители языка из разных стран, которые обеспечивают высокий уровень преподавания и оказывают неоценимую помощь при подготовке студентов к конкурсам. За время существования отделения востоковедения студенты НГУ неоднократно занимали призовые места и побеждали на самых престижных языковых конкурсах, выигрывали различные гранты и стипендии.  При непосредственном участии сотрудников отделения востоковедения в НГУ открыты и успешно функционируют Корейский и Японский центры, а также Класс  Конфуция.
Студенты отделения востоковедения имеют возможность пройти стажировки в вузах Корея, Китая, Японии, слушать лекции приглашенных отечественных и зарубежных профессоров по актуальным проблемам востоковедения.
Студенты отделения являются активными участниками секции  «Востоковедение» Международной научной студенческой конференции. По итогам МНСК регулярно выходят востоковедческие сборники, представляющие интересный срез актуальных проблем современного востоковедения.
Фундаментальная подготовка по языку, основным и специальным предметам позволяет получить знания и навыки, необходимые высококлассному специалисту-востоковеду. Хорошая языковая и предметная подготовка позволяет выпускнику-востоковеду обеспечить квалифицированным переводом переговоры любого уровня, переводить необходимую документацию, а также готовить к изданию совместные научные труды.
Большинство выпускников  отделения востоковедения активно использует полученные знания в своей профессиональной деятельности, работая  преподавателями восточных языков в вузах и учебных центрах, языковых школах Новосибирска; часть выпускников поступает в магистратуру и аспирантуру ведущих российских востоковедческих центров Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежных вузов.  Выпускники отделения востоковедения являются научными сотрудниками  сектора истории и археологии стран зарубежного Востока  Института Археологии и Этнографии Сибирского Отделения Российской Академии Наук. Среди выпускников отделения востоковедения немало и тех, кто работает в совместных со странами Азии предприятиях в качестве переводчиков, менеджеров и руководителей.

45.03.01 Филология:

Филология – одна из древнейших наук, которая объединяет разные области гуманитарного знания: литературоведение, языкознание, историю, культуру. Возникнув как направление, которое изучает письменные тексты, филология стремительно развивалась, открывая для себя новые области.
В Новосибирском государственном университете направление «Филология» существует с 1962 года. С самого начала в основе филологического образования была ориентация на глубокие, фундаментальные знания. Преподавание основывалось на принципах, предполагающих максимальную интеграцию науки и образования. Основные научные и образовательные направ-ления филологии, существующие на гуманитарном факультете – это русистика, сравнительно-историческое языкознание, общее языкознание, лексическая семантика, фразеология, стилистика, языки и фольклор народов Сибири, литературоведение, археография книжных памятников, история русской литературы, история русской критики, история русского и церковнославянского языков, язык памятников церковнославянской письменности.
Научной базой факультета являются Институт филологии Сибирского отделения РАН и Государственная научно-техническая библиотека СО РАН. В результате творческого сотрудничества с ними на отделении филологии были сконцентрированы высококвалифицированные научно-педагогические кадры. Преподавание общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин на отделении филологии обеспечивают кафедры общего и русского языкознания, литературы XIX-XX веков, древних литератур и литературного источниковедения, древних языков, языков и фольклора народов Сибири, истории России, истории культуры.
Обучение на отделении филологии осуществляется по двухуровневой системе: бакалавриат (срок обучения – 4 года) и магистратура (срок обучения – 2 года). Выпускники бакалавриата получают квалификацию «бакалавр филологии». По окончании бакалавриата студенты, имеющие склонность к научно-исследовательской и преподавательской работе, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.
Студенты-филологи обучаются по учебным планам, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учетом региональной специфики и традиций преподавания, сложившихся на гуманитарном факультете. На отделении филологии студентов обучают (на базе хорошего знания русского языка и активного владения иностранным языком) созданию, интерпретации и распространению различных типов текстов (т.е. осуществлению коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной). Обучение созданию текстов означает выработку у студента умений продуцировать самостоятельные (новые) обладающие смысловой, эстетической, практической ценностью тексты. К созданию текстов можно отнести также доработку и обработку текстов, созданных другими людьми.
Интерпретация текста в широком понимании – это раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, культурой и всем ходом развития человеческой цивилизации.
Учебными планами предусмотрено изучение следующих дисциплин: современный русский литературный язык, история русского литературного языка, историческая грамматика, общее и сравнительно-историческое языкознание, русская диалектология, стилистика, история русской и зарубежной литературы, палеография, теория литературы, история русской критики, анализ художественного текста, введение в литературоведение, древние языки (латинский, древнегреческий, старославянский), один западноевропейский язык (английский, французский, немецкий, итальянский), кроме того, студенты имеют возможность изучать второй иностранный язык (на платной основе). После первого курса студенты проходят археографическую практику.
Студенты-филологи на платной основе могут получить дополнительную специализацию: русский язык как иностранный и в дальнейшем имеют возможность работать преподавателями русского языка как иностранного.
Выпускник филологического отделения, получив солидную фундаментальную подготовку, может затем освоить конкретные сферы деятельности, в которых ему предстоит работать. Поэтому среди выпускников филологического отделения гуманитарного факультета не только преподаватели средней и высшей школы, ученые-филологи исследовательских институтов, но и переводчики, журналисты, сотрудники средств массовой информации, издательств, музеев, библиотек, различных культурных учреждений, международных организаций, бизнесмены.
Практика показывает, что филолог в состоянии найти себя в любой сфере деятельности, в том числе самой престижной. Получившие специальность «Филология» выпускники ныне работают в многочисленных коммерческих фирмах, как отечественных, так и зарубежных, переводчиками, секретарями, офис-менеджерами, заведующими персоналом и т.п. Немало филологов находят работу в банках, дипломатических учреждениях, в издательском деле, в рекламе, в сфере управления. Многие выпускники продолжают образование в зарубежных вузах.
Сфера приложения сил выпускников отделения филологии весьма широка, что в немалой степени обусловлено фундаментальной подготовкой. Фундаментальное образование является основой для последующего обучения и переподготовки человека на протяжении всей жизни, что имеет чрезвычайно большое значение в современном обществе. Именно фундаментальные и «фоновые» знания формируют в выпускнике филологического отделения способность к само-стоятельным суждениям, позволяют ему создавать собственные научные концепции, вырабаты-вать новые практические умения в изменяющихся обстоятельствах.

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика:

Использование математических и компьютерных методов в лингвистике, начавшееся с середины 50-х годов ХХ века, становится всё более востребованным.
Такие методы активно применяются в рамках традиционных лингвистических исследований, предоставляя в распоряжение лингвистов технологии, облегчающие и ускоряющие обработку информации. Растёт и число прикладных областей, нуждающихся в автоматизации различных аспектов языковой деятельности человека.
Эти области имеют междисплинарный характер. В преподавании по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика» участвуют квалифицированные специалисты  гуманитарного, математического, естественнонаучного  профилей,  что позволит учащимся приобрести навыки работы в междисциплинарном коллективе.
Студенты, обучающиеся по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», изучают два блока дисциплин: лингвистические и математические.
Блок лингвистических дисциплин включает: прикладную лингвистику, математические модели языка, современный русский язык, общее и сравнительно-историческое  языкознание,  стилистику,  структурную лингвистику,  корпусную лингвистику, иностранный язык (английский, французский), латинский язык.
Блок математических дисциплин включает: информатику и основы программирования, математическую логику, алгебру, математический анализ, теорию вероятностей и математическую статистику. На третьем курсе проводится научно-производственная практика.
Выпускники НГУ, закончившие бакалавриат по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», могут работать в организациях, занимающихся:

  • разработкой компьютерных программ для лингвистических исследований;
  • созданием и поддержкой электронных лингвистических ресурсов разного назначения (корпусов текстов, машинных фондов, электронных словарей, фонетических, лексических и др. баз данных);
  • автоматическим распознаванием и синтезом устной речи,
  • автоматической обработкой письменных  текстов на  естественном  языке (поисковые машины, системы машинного перевода, системы управления и др.);
  • криптографией и лингвистической экспертизой;
  • созданием электронных средств обучения в области лингвистики.

Студенты, обучающиеся по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», могут специализироваться в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН, Институте  филологии СО РАН, Институте  систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН.
Профильными институтами являются Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН и Институт филологии СО РАН.