Отзывы участников Международной Школы El’Manuscript-2015

 

Краткие заметки о Международной научной школе для молодежи «Письменное наследие и информационные технологии – El’Manuscript – 2015»

Школа продолжает традицию подобных мероприятий, проводившихся междисциплинарным научным сообществом “Письменное наследие” в течение последних 10 лет. И эта сторона деятельности сообщества, направленная на популяризаторскую, информационную и образовательную компоненты в области исследования, описания, и публикации рукописных и старопечатных книг заслуживает самого горячего признания.

Коренное отличие нынешней школы от большинства предыдущих в том, что она не была одной из секций конференции «Современные информационные технологии и письменное наследие», а явилась отдельным самостоятельным продолжительным мероприятием, призванным приобщить студентов, аспирантов и молодых исследователей к новейшим достижениям мировой науки в области изучения древних, средневековых и современных текстов с помощью компьютерных технологий. Школа проходила с 10 по 28 ноября 2015 г. в Новосибирском государственном университете на базе кафедры древних литератур и литературного источниковедения. Занятия проводили ведущие специалисты из России, Франции, Германии, Италии и Словакии, работающие в области лингвистики. текстологии и новых информационных технологий. Занятия проходили в формате лекций, семинаров, демосессий и практических занятий. Среди слушателей были не только студенты и преподаватели НГУ, но и слушатели из других городов России и из-за рубежа. Не будем делать обзор прочитанных курсов. C программой школы, которая занимает около десятка страниц текста, можно ознакомиться на сайте университета. Здесь нам бы хотелось остановиться лишь на том, что, на наш взгляд, является доминантой школы.

Прежде всего, поражает широта ее программы. Здесь всё: история русского языка, текстология, археография, источниковедение, фольклористика, библеистика, корпусная лингвистика, программные средства обработки древних текстов, форматы кодирования данных, статистический и текстометрический анализ, технологии создания электронных каталогов и цифровых коллекций рукописей, старопечатных книг и исторических документов, собственно исторические корпусы и цифровые издания рукописей, электронные архивы и технологии Semantic Web. И со всем этим слушатели познакомились в одном месте из уст ведущих специалистов в мире. Вторая же сторона этой доминанты заключается в том, что цифровая филология не может существовать без всех этих составляющих, можно сказать, что это новая наука на базе всего того, что было перечислено выше плюс то, что еще не было названо. Берем на себя смелость заявить, что школа явилась почти исчерпывающим смотром всего, что составляет существо современной филологии.

В заключение нельзя не упомянуть, что школа была великолепно организована, начиная от продуманности и четкости учебного процесса и кончая радушием и теплотой ее организаторов.

Захаров В, П., доцент Санкт-Петербургского университета