Журавель Ольга Дмитриевна

Доктор филологических наук, декан факультета журналистики НГУ, доцент кафедры литературы XIX-XX вв. ГФ, старший научный сотрудник сектора археографии и источниковедения Института истории СО РАН

Специалист в области древнерусской литературы и литературы XX в., археографии и текстологии в широких хронологических рамках XVI – XX столетий, риторики, истории публицистики. Исследования отличает комплексный подход к источникам, сочетание филологических и исторических методов исследования. Русская литература изучается во взаимосвязи с общественным сознанием, духовной культурой, историческим процессом, с религиозными и мифологическими представлениями.

Образование:

  • 1981 Диплом с отличием гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, отделение языкознания.
  • 1994 г. Защитила кандидатскую диссертацию «Сюжет о договоре человека с дьяволом в русских повестях конца XVII – начала XVIII» в Институте русской литературы РАН (г. Санкт-Петербург)
  • 2014 г. Защитила докторскую диссертацию «Литературная культура старообрядцев XVIII – XX вв.» в Уральском Федеральном университете (г. Екатеринбург)

Курсы в НГУ:

  • История русской литературы (XX век) (ГФ, ФЖ)
  • Журналистика как социокультурный феномен (ФЖ, магистратура)
  • Русская литература и духовная культура (ГФ, спецсеминар)

Под руководством О. Д. Журавель защищено более 20 дипломных работ на ФЖ и ГФ.

Научная деятельность:

С 1 курса обучения в НГУ и на протяжении многих лет О. Д. Журавель – участник и руководитель археографических экспедиций, проводимых ИИ СО РАН, организатор поисковых работ в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока, Киргизии. Под руководством О. Д. Журавель собраны сотни памятников книжной культуры, пополнивших Собрание древних книг и рукописей Института истории СО РАН. В результате полевой и камеральной археографической работы открыт и введен в научный оборот обширный пласт рукописных раритетов и редких печатных изданий XVII-XXI веков. Значительная часть выявленных памятников народной книжности, продолжающих в условиях Нового и Новейшего времени традиции древнерусской литературы, опубликована в серийных сборниках «Археография и источниковедение Сибири», а также в двух выпусках коллективной монографии «Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв.» (Новосибирск, 2005. 584 с.; Новосибирск, 2011. 405 с. [История Сибири: первоисточники; вып. XII-XIII]). Публикуемые сочинения народных писателей, посвященные публицистическим и религиозно-догматическим проблемам, дают богатый материал для изучения истории и народной культуры России и Сибири.

О. Д. Журавель – один из организаторов и основных авторов международного проекта по научному изданию первого обобщающего труда по русской истории, созданного при Иване Грозном, Степенной книги (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Тексты и комментарии: В трех томах. Москва: Языки славянской культуры, 2007–2011).

Организатор и редактор статей литературной тематики трехтомной «Исторической энциклопедии Сибири» (Новосибирск, 2009. Т. 1. 716 с., Т. 2. 807 с., Т. 3. 783 с.)

В монографии «Литературное творчество старообрядцев XVIII – начала XXI вв.: темы, проблемы, поэтика» (отв. редактор акад. РАН Н. Н. Покровский, изд-во СО РАН, 28 а.л., в печати) рассматриваются две основные культурные модели, характерные для народно-христианской литературы старообрядцев в эпоху Нового времени: ориентация на риторические образцы и на фольклорную традицию. Исследование базируется на обширном круге оригинальных авторских старообрядческих сочинений разных жанров XVIII- начала XXI вв., многие из которых выявлены автором и впервые вводятся в научный оборот. Исследуется влияние европейских риторических учений на выработку новой теории текста в литературе начала XVIII в., рассмативаются проблемы исторической поэтики и типологии ряда традиционных жанров в народной литературе старообрядчества (проповеди, книжных плачей, агиографии).

О. Д. Журавель награждена почетным знаком «Серебряная сигма» за большой вклад в развитие науки и в связи с 50-летием Сибирского отделения Российской академии наук, грамотой ГФ НГУ.

Автор более 70 научных трудов.

Основные научные и учебно-методические труды

  1. Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 234 с.
  2. Литературные памятники Тобольского архиерейского Дома XVII века /Изд. Подгот. Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. 439 с. (История Сибири. Первоисточники. Вып. X. ).
  3. Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Т. 2. Новосибирск: Сиб. хронограф. 2005. Тексты и комментарии (соавт.: Н. С.Гурьянова, Н. Д.Зольникова и др.). 584 с. (история Сибири. Первоисточники; вып. 12).
  4. Духовная литература старообрядцев Востока России XVIII-XX вв. / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Т. 3. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2011. Тексты и комментарии (соавт.: Н. Н.Покровский, Н. С.Гурьянова и др.). 404 с.
  5. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Тексты и комментарии: в 3-х т. Т. I. Житие св. княгини Ольги. Степени I-X. Отв. ред. Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М.: Языки славянской культуры, 2007. 598 с., ил. Ред. (совм. с Н. Н. Покровским). Авт. ст.: Археограф. предисловие. С. 6-23. Соавт.: Н. Н. Покровский, А. В. Сиренов. Публикация текстов (12 п. л. без соавт.).
  6. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Тексты и комментарии: в 3-х т. Т. II. Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М.: Языки славянской культуры, 2008. 568 с. Ред. (совм. с Н. Н. Покровским). Подготовка текстов (12 п. л. без соавт.)
  7. Журавель О. Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII- начала XXI вв.: темы, проблемы, поэтика. Отв. ред.: акад. РАН Н.Н. Покровский. Новосибирск: изд-во СО РАН, 28 а.л., в печати.
  8. Горелкина О. Д. (Журавель). Русские повести конца XVII-нач.XVIII вв. о договоре человека с дьяволом в связи с мифологическими представлениями позднего русского средневековья // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 41–54.
  9. Горелкина О. Д. К вопросу о магических представлениях в России XVIII в. (на материале следственных процессов по колдовству) // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск: Наука, 1987. С. 289–305.
  10. Горелкина О. Д. Мотив беса-слуги в русских повестях конца XVII–начала XVIII вв. о договоре человека с дьяволом (в связи с народными представлениями) // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л.: Наука, 1988. С. 248–258.
  11. Журавель О. Д. О художественных особенностях «Повести об убогом человеке, како ево диавол произведе царем» // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1989. С. 111–125.
  12. Журавель О. Д. К проблеме литературных источников Повести о Савве Грудцыне // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Ч. II. Сыктывкар, 1990. С. 33–34.
  13. Журавель О. Д. К проблеме литературных источников Повести о Савве Грудцыне // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1991. С. 53–73.
  14. Журавель О. Д. Сведения о древнерусской литературе в материалах судебно-следственных дел о волшебстве (XVII–XVIII вв.) // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск: Наука. – 1992. С. 29–40.
  15. Журавель О. Д. К вопросу о влиянии Великого Зерцала на русскую литературу переходного периода // Известия СО АН. Серия «История, филология и философия». 1992. Вып. 3. С. 49–56.
  16. Русские повести о договоре с дьяволом и литературная традиция Русского Севера // Духовная культура. История и тенденции развития. Сыктывкар, 1992. С. 107–109.
  17. Журавель О. Д. Легенды из сборника «Грешных спасение» (К истории сюжета о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе) // Русское общество и литература позднего феодализма. Сб. науч. трудов. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. С. 206–212.
  18. Журавель О. Д. Повесть о Савве Грудцыне // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.). Часть 3. П–С. Спб., 1998. С. 177-182.
  19. Журавель О. Д. О неизданной демократической редакции Повести о Савве Грудцыне // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 25-35.
  20. Журавель О. Д. К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация “отшествия на безмолвие” // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. Новосибирск, 1999. С. 74-84.
  21. Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского (К изучению литературного творчества Игнатия Римского-Корсакова) // Источники по русской истории и литературе. Средневековье и Новое время. Новосибирск: изд–во СО РАН, 2000. С. 73-93.
  22. Журавель О. Д. «Мать-пустыня» (К проблеме изучения народно-христианских традиций в культуре старообрядчества) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2000. С. 32–41.
  23. Журавель О. Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как Святая Земля // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. С. 56–60.
  24. Журавель О. Д. «Девствующая церковь Христова на Севере» о. Симеона – памятник современной старообрядческой литературы // Общественное сознание и литература XVI-XX вв. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2001. С. 274-291.
  25. Журавель О. Д. «Мы безумны Христа ради…» (К вопросу о месте юродства в культуре старообрядчества) // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. 2002. № 2. С. 32-36.
  26. «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона в XVII веке // Славянский альманах. 2002. М.: «Индрик», 2003. С. 311–318.
  27. Журавель О. Д. К изучению жанрового состава современной старообрядческой литературы: видения потустороннего мира в составе Урало-Сибирского патерика // Книга и литература в культурном контексте. Сб. науч. трудов, посвященных 35-летию археографической работы в Сибири 1965-2000 гг. Новосибирск: изд–во ГПНТБ СО РАН, 2003 г. С. 459-468.
  28. Журавель О. Д. Повествования агиографического типа в поздней старообрядческой традиции (на материале Урало-Сибирского патерика) // Исторические и литературные памятники “высокой” и “низовой” культуры в России XVI-XX вв. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2003. С. 204–228;
  29. Журавель О. Д. Старообрядческий писатель Афанасий Мурачев: новые сочинения на евангельские сюжеты // Исторические источники и литературные памятники XVI-XX вв. Развитие традиций. – Новосибирск: изд-во СО РАН, 2004. С. 286-307.
  30. Журавель О. Д. Повесть о видениях пустынножителя Михаила – памятник старообрядческой литературы // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 3. С.16-23.
  31. Журавель О. Д. «От великаго моря в мал сосуд воды почерпаем…» (еще раз о Выговской переработке «Великой науки» Раймунда Люллия) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в рукописных источниках XVI-XX вв. («Археография и источниковедение, вып. 24). Новосибирск: изд-во СО РАН, 2005. С.373–388.
  32. Журавель О. Д. «Плач Богородицы» Афанасия Мурачева–памятник современной старообрядческой литературы» // Сибирь на перекрестье мировых религий (материалы 2-й межрегиональной науч.-практической конференции, посвящ. памяти М.И. Рижского). Новосибирск: изд-во НГУ, 2005. С.
  33. Журавель О. Д. К истории образа церкви в старообрядческой литературе: «Слово плачевно о злостраданиих и скорбех Церкве Христовы» Андрея Денисова // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. Новосибирск, 2006. С.199-218.
  34. Журавель О. Д. Образ церкви в поздней старообрядческой литературе (к проблеме изучения народно-христианских представлений) // Сибирь на перекрестье мировых религий (материалы 3-й межрегиональной науч.-практической конференции, посвящ. памяти М. И. Рижского). Новосибирск: НГУ, 2006. С. 184-187.
  35. Журавель О. Д. Женские образы в современной агиографии староверов-часовенных (на материале Урало-Сибирского патерика) // Женщина в старообрядчестве. Материалы международной науч.-практической конференции, посвящ. 300-летию основания Лексинской старообрядч.обители. Петрозаводск, 2006. С. 139-144.
  36. Журавель О. Д. Поздняя старообрядческая литература как источник по изучению народно-христианских представлений («Мать-земля», «мать-пустыня», «церковь-мать») // Торжество православия. Документы межрегиональной научной конференции, приуроченной к дням славянской письменности. Ханты-Мансийск, 2007. С. 55-58.
  37. Журавель О. Д. Старообрядческое сочинение о времени, достойном плача, как памятник народно-христианской литературы // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. С. 219–251.
  38. Журавель О. Д. Басня, притча и проповедь в Выговской риторической традиции // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2008. С. 92-103.
  39. Журавель О. Д. Выговские риторики и проблема жанровой типологии старообрядческой проповеди // Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 54–87.
  40. Журавель О. Д. Новые сведения о выговской книжности (на основе сборника из коллекции рукописей Института истории СО РАН) // Книга в пространстве культуры. Сб. статей (приложение к журналу «Библиотековедение»). М.: РГБ, 2008. С. 47-57.
  41. Журавель О. Д. О барочных тенденциях в старообрядческой книжности первой трети XVIII века // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура народов Сибири. № 3, 2008. С. 12-17.
  42. Журавель О. Д. «Разум Христов» и «любомудрие»: две концепции мудрости в народно-христианской литературе старообрядчества // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 7. Выпуск 2: Филология. С. 117-123.
  43. Журавель О. Д. Структура и окончание проповеди в риторической традиции раннего Нового времени (на материале сочинений Андрея Денисова) // Поэтика финала. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. д.филол. н. Т. И. Печерской. Новосибирск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2009. С. 139-146.
  44. Журавель О. Д. К изучению старообрядческой агиографии: ситуация преставления // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. № 3, 2009. С. 24–28.
  45. Журавель О. Д., Покровский Н. Н. Степенная книга: шаг к истокам // Наука из первых рук. 2009. № 2. С. 22-23.
  46. Журавель О. Д. «Человек есть вещь дивна…» (традиции христианской антропософии в сочинениях писателей-старообрядцев) // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Материалы Всеросс. Научно-практической конференции. Г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 202-207.
  47. Журавель О. Д. Старообрядческое сочинение 1909 г. о человеке: истоки, контекст //Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, вып. 2: Филология. С 147-154.
  48. Журавель О. Д. «Росту средняго, взору свирепаго…»: демонологические образы в народной культуре (по рукописно-книжным и документальным источникам XVII-XX вв.) // Международная конференция «Демонология как семиотическая система. Изображение. Текст. Народная культура. Москва, РГГУ. 18-19 июня 2010 г. Тезисы докладов. М., 2010. С. 26-30.
  49. Журавель О. Д. К изучению поэтического стиля Андрея Денисова: Послание с Москвы во общебратство» о встрече в Москве персидского слона // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV-XXI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. С. 95–118.
  50. Журавель О. Д. «Походим умныма очима…» (к изучению традиции поминовения в литературе старообрядчества) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. 7. В 2 ч. Ч. 2. Екатеринбург, 2010. С. 134–144.
  51. Журавель О. Д. Достоевский Федор Михайлович // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. Новосибирск, 2009. Т. 1. А–И. С.
  52. Журавель О. Д. Шукшин Василий Макарович // Историческая энциклопедия Сибири: В 3 т. Новосибирск, 2009. Т. 3. С–Я. С.
  53. Журавель О. Д. Старообрядческие книжные плачи: проблемы жанровой типологии // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. № 3, 2010. С. 11-15.
  54. Журавель О. Д. Время и вечность в творчестве Андрея Денисова (к постановке проблемы) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск: Изд-во Наука, 2009. С. 90–115.
  55. Журавель О. Д. «Книга Степенная царского родословия и русское историческое сознание» (Международная научная конференция – Лос-Анджелес, 26–28 февраля 2009 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. № 3, 2009. С. 131–132.
  56. Журавель О. Д. Церковь в кончину времен: у истоков Выговской утопии // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т.10, выпуск 2.: Филология. С. 98–107.
  57. Журавель О. Д. «Примеры» из риторик и литературная культура старообрядцев Выга» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, выпуск 8. С. 149–158.
  58. Журавель О. Д. Европейские риторики и искусство проповеди Андрея Денисова //Рябининские чтения – 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 438–441.
  59. История русской и зарубежной литературы XIX-XX в. Программы курсов. Уч. Издание. Сост.: О. Д. Журавель, В. Г. Одиноков, Д. В. Одинокова, Н. А. Пермякова, Л. В. Синякова. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010 г. 98 с.
  60. Журавель О. Д. О некоторых принципах работы старообрядческого агиографа в XX веке // Гуманитарные науки в Сибири. 2011. № 3. С. 78-81.
  61. Журавель О. Д. Демонологические образы в парадигме сюжета о договоре с дьяволом (русские версии) // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1 / Сост. И отв. ред. Д. И. Антонов и О. Б. Христофорова. М.: Рос. Гос. Гуманитарный ун-т, 2012.
  62. Журавель О. Д. От Святой Руси к «прекрасной пустыне»: к изучению старообрядческой иеротопии // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100–летию М. И. Рижского. Редакционно-издательский центр НГУ. Новосибирск, 2011. С. 104–110.
  63. Николай Николаевич Покровский. Серия: «Материалы к биобиблиографии ученых» Российской академии наук. История. Вып. 34. Сост.: О. Д. Журавель, И. А. Шипилов. М.: Наука, 2010. 100 с.
  64. Журавель О. Д. «О почерках древнейших списков Степенной книги и о некоторых вопросах ее ранней истории» // The Royal Book of Degrees and Russian Historical Consciousness / Ed. by A. Kleimola and G. Lenhoff. Bloomington; Indiana, 2011. P. 33-49.
  65. Журавель О. Д. Старообрядческие сочинения начала XVIII века о человеке // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI–XX вв. / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. С. 134–191.
  66. Журавель О. Д. «Остроумие есть изящность естества ума»: к вопросу о барокко выговских старообрядцев // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 48-54.
  67. Журавель О. Д. Символика мёда и пчел в творчестве Андрея Денисова // Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 12: Филогия.
  68. Журавель О. Д. «Правдивый» бес народно-христианской культуры // Морфология дискурса лжи в литературе и искусстве. Новосибирск: Изд-во Гос. пед.ун-та (в печати).

Подготовлено по материалам сайта ФЖ НГУ http://fj.nsu.ru/deansoffice/person_zhuravel/